Новости

20.12.2013 00:05
Рубрика: Культура

Александр Генис выпустил книгу о "камасутре книжника"

Александр Генис "Уроки чтения: камасутра книжника". - М.: АСТ

Любой уважающий себя книгочей никогда не пройдет мимо такого эротического и манящего названия "Уроки чтения: камасутра книжника". К тому же автор обещает детальную инструкцию по извлечению наслаждения из книг. А кто не мечтает научиться получать райское наслаждение не только от шоколадного батончика с кокосом? Ну что ж, приступим.

Надо отметить, что о литературе в жанре нон-фикшн пишут нечасто и не сказать что интересно. Литературу все больше препарируют в учебных целях. Интересно это немногим. Ибо скучно. Александр Генис идет другим путем. Он рассказывает не как учитель или филолог. Его тридцать пять уроков приправлены личными впечатлениями не только о литературе, но и о жизни. А точнее - все больше не о литературе, а о его жизни с ней. Кстати, это не первый случай, когда автор пытается пересмотреть "подачу" литературы. Несколько лет назад он вместе с Петром Вайлем написал книгу "Родная речь. Уроки изящной словесности". Там они тоже пытались переписать учебники по литературе, которые не прививают вкус к чтению, а отбивают его. Теперь Генис ставит перед собой задачу похожую, но только выступает в гордом одиночестве. Про жанр нон-фикшн он пишет: "Мне достаточно того, что нон-фикшн хоть и питается фактами, но живет автором, который включает и заменяет всех персонажей. Это театр одного актера. Даже прячась за кулисами, он управляет действием, вовремя выпуская на сцену нужные ему факты". И четко следует своему убеждению. Захочет - достанет с книжной полки одновременно Толстого, Достоевского и Гоголя и начнет сравнивать. Или к вопросу о конце света по календарю майя начнет разбирать фильм "Меланхолия" Ларса фон Триера.

В заключение главы "Амаркорд" (так называется одна из известнейших картин Федерико Феллини) Генис пишет: "Получается, что описать свою библиотеку - значит написать ее заново - со своими помарками памяти, ее неумышленными искажениями, добавками ума, капризами страсти, годовыми кольцами, отмечающими тучные и тощие сезоны чтения. Клад с кладбища утраченного времени, такая библиотека становится исповедью, из которой, скажу я, попробовав, можно узнать о себе не меньше, чем о ней". Отчасти в "Уроках чтения" автор и описывает свою библиотеку. Безусловно, далеко не всю. Он вплетает в повествование то, что вполне могло быть его пометками на полях, высказывания известных писателей, случаи из жизни... И тем, кто любит творчество Гениса, читать это, возможно, интересно. Но научиться на чьих-то личных примерах получать наслаждение от книг - едва ли возможно. В начале книги Генис действительно дает советы. Но дальше каждая глава превращается в эссе о литературе. Притом привязка к литературе минимальна. Пройдя все "уроки", стало жалко потраченного времени. Куда приятнее было бы перечитать несколько отличных книг. Впечатления каждого от того или иного романа - неповторимы. И лучше пройти через это самому, нежели через призму другого взгляда.

Справка "РГ"

Александр Генис - писатель, литературовед, критик, радиоведущий. Более двадцати лет работает на Радио "Свобода", где ведет передачу "Американский час". Автор и ведущий телецикла "Письма из Америки". Плодотворно сотрудничает с русскоязычными СМИ России и Америки: "РадиоКультура", телеканал "Культура", работал в эмигрантской газете "Новый американец", которую издавал Сергей Довлатов.

Культура Литература Книжная жизнь с Анастасией Скорондаевой