Александр Новак: Энергетическая стратегия - вовсе не "бессрочная догма"

В числе основных задач политики государства в сфере энергетики на предстоящий год - уточнение Энергетической стратегии России и более активное участие в проектах по развитию ТЭКа в странах зарубежья. Эти вопросы и возможные пути их решения "Российской газете" разъясняет министр энергетики РФ Александр Новак.

Российская Газета: Какие основные причины требуют внесения уточнений в Энергетическую стратегию РФ, рассчитанную на период до 2030 года?

Александр Новак: Энергетическая стратегия была утверждена, напомню, в 2009 году и стала документом, на основе которого были разработаны генеральные схемы развития нефтяной и газовой отрасли, размещения объектов электроэнергетики. А также долгосрочная программа развития угольной промышленности, план развития газо- и нефтехимии на период до 2030 года.

Словом, за последние три года сформирована комплексная система стратегических документов развития нашего ТЭКа. По каждому из этих секторов удалось достичь прогресса с начала реализации Стратегии. Прежде всего ТЭК полностью обеспечивает потребности населения и промышленности в энергоресурсах, при этом обеспечен необходимый резерв мощностей в электроэнергетике.

В целом развитие отраслей ТЭК происходит в соответствии с запланированными целевыми показателями. Но реальная жизнь вносит коррективы. В частности, мы пока не вышли на запланированную динамику снижения энергоемкости ВВП. Другая проблема в том, что пока не удается обеспечить ранее запланированные темпы освоения возобновляемых энергоресурсов (ВЭР). Главная причина здесь в том, на мой взгляд, что, согласно действующей системе ценообразования, дополнительные субсидии на развитие ВЭР приводят к росту цен для конечных потребителей. Этот вопрос требует тщательного просчета при определении объемов использования возобновляемых энергоносителей.

Среди других проблем - пока еще низкий уровень конкуренции на розничных рынках электроэнергии и отсутствие конкурентного рынка по теплоснабжениию.

Кроме того, необходимы более глубокое освоение месторождений энергосырья, больший уровень утилизации попутного нефтяного газа (по этим показателям мы пока отстаем от многих стран), обновление основных фондов в энергетических отраслях. Замечу также, что стала чаще и быстрее меняться мировая конъюнктура по многим видам энергоносителей. Всё это требует отражения в Энергостратегии России.

В соответствии с установленными правилами Энергетическая стратегия - вовсе не "бессрочная догма": такой документ должен корректироваться один раз в пять лет. Так что упомянутые вопросы вскоре найдут отражение в корректировке документа, которая проводится в минэнерго. Соответственно, мы должны откорректировать и все упомянутые отраслевые и межотраслевые генеральные схемы. И на этой основе будут внесены изменения в программы развития энергетических отраслей страны.

РГ: Многие эксперты и главы администраций субъектов Федерации в европейской части страны выступают за комплексную доразведку ресурсов нефти и газа в этом регионе. Насколько, по Вашему мнению, целесообразны эти предложения?

АН: Перспективная нефтегазовая ресурсная база Российской Федерации является одной из крупнейших в мире и составляет более 1 трлн баррелей нефтяного эквивалента (25% мировых ресурсов). Более 70% относится к ресурсам шельфа, остальные запасы - перспективные ресурсы - на суше. Инвестиции в геологоразведочные работы (ГРР) для нефтяных компаний представляют собой долгосрочные инвестиции, можно сказать, "в будущее" бизнеса. Геологоразведка конвертирует ресурсы в доказанные запасы, которым, в свою очередь, предстоит конвертация в проекты разработки. Но с 1980-х объем ГРР сократился в 5-10 раз по разным видам работ. Тем не менее российские вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) имеют высокую обеспеченность доказанными запасами (в среднем - 20 лет), что выше большинства мировых месторождений.

Сейчас запасы углеводородного сырья в европейской части РФ достаточно хорошо изучены. Старые нефтедобывающие районы (Поволжье, Северный Кавказ) достигли значительной выработки запасов - 70-85%. Но это не говорит о том, что нефтяные компании не проводят доизучение месторождений. Проводится сейсмика и ее переинтерпретация, а также бурение разведочных скважин с целью уточнения структуры месторождений и выявления остаточных запасов углеводородного сырья.

Главными регионами по невыявленным ресурсам углеводородного сырья считаются Западная Сибирь, Восточная Сибирь и континентальный шельф. Нефтяной потенциал шельфа северных морей оценивается в 10 млрд тонн. Однако доля разведанных там запасов- менее 10%. Сейчас первоочередными задачами государства должны стать проведение региональных работ в северных акваториях, стимулирование поисково-оценочной деятельности на шельфе и разработка технологий добычи в условиях шельфа северных морей России.

РГ: Как Вы, в качестве сопредседателя межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству с Алжиром, оцениваете сотрудничество с этой страной в сфере энергетической политики? Расширяется ли "присутствие" российской стороны в энергетике других стран?

АН: Сотрудничество между ключевыми странами - экспортерами газа, включая Россию и Алжир, активно развивается на площадке Форума стран - экспортеров газа (ФСЭГ). ФСЭГ существует относительно недавно (в этом году он отмечает пятилетний юбилей), однако уже доказала свою эффективность в координации важнейших вопросов газовой повестки дня. Причем в интересах и поставщиков газа, и его потребителей по всему миру.

При этом Евросоюз для России и Алжира является одним из ключевых партнеров. Точнее - поставки газа на рынки европейских стран составляют, напомню, основной объем как российского, так и алжирского экспорта. В этих условиях приоритеты во взаимодействии с европейскими партнерами у РФ и Алжира очевидные: стабильность и надежность функционирования всей цепочки поставок - от экспортера до конечного потребителя. Что включает в себя взаимное доверие, прозрачность условий работы на рынке, соблюдение законных интересов сторон. Важным также является сотрудничество на базе долгосрочных контрактов и привязки цены на газ к цене на нефть.

А формат упомянутого Форума позволяет регулярно, на уровне профильных министров стран - членов ФСЭГ, обсуждать текущую ситуацию на мировых газовых рынках. В целях расстановки приоритетов и согласования экспортной политики поставщиков газа.

Отмечу, что речь не идет ни о каких "картельных" или ценовых сговорах, квотировании добычи и т.п. Координация действий заключается в нахождении баланса между непосредственными интересами стран-экспортеров и стран-импортеров. Странам - экспортерам газа выгоднее зарекомендовать себя надежными поставщиками в условиях стабильности цен на газ, в отличие от работы при постоянных скачках цен на рынках и непредсказуемости в мировой экономике в целом.

Россия и Алжир (как и другие страны ФСЭГ) всегда исходят из того, что стабильность на газовых рынках зависит не только от поставщиков, но и от потребителей. То есть взаимодействие строится и должно строиться только на основе взаимной ответственности и стремления к выполнению своих обязательств в полном объеме. Это касается любых рынков, в том числе европейских.

Что касается других стран дальнего зарубежья, весьма продуктивно развивается сотрудничество России в сфере энергетики, например, с Республикой Эквадор. А взаимодействие в электроэнергетике занимает здесь центральное место. Так, государственная электроэнергетическая компания "ИНТЕР РАО-Экспорт" (дочернее предприятие "Интер РАО") уже реализует проект по поставке электро- и гидромеханического оборудования для ГЭС "Тоачи-Пилатон" мощностью 253 МВт и проект расширения существующей ГЭС "Термогас Мачала". С внедрением на этой станции комбинированного цикла и с увеличением ее установленной мощности втрое: со 130 до 308 МВт.

На состоявшейся в конце октября этого года встрече президентов Российской Федерации и Республики Эквадор подписан ряд документов, предусматривающих дальнейшее развитие взаимодействия в энергетике. Они позволяют сделать вывод, что сотрудничество между нашими странами в области электроэнергетики приобретает стратегический характер.

Досье

1971 - родился в г. Авдеевка Донецкой области Украинской ССР.

1993 - окончил Норильский индустриальный институт по специальности "экономика и управление в металлургии".

1988-2000 - работал на Норильском горно-металлургическом комбинате им. А.П. Завенягина. Прошел путь от аппаратчика-гидрометаллурга 1-го разряда до заместителя директора по персоналу - начальника управления Заполярного филиала Норильской горной компании.

2000-2002 - заместитель главы г. Норильска по финансово-экономическим вопросам, первый заместитель главы г. Норильска.

2002-2008 - в администрации Красноярского края: заместитель губернатора - начальник Главного финансового управления, первый заместитель губернатора, первый заместитель губернатора - председатель правительства.

2008 - назначен заместителем министра финансов Российской Федерации.

2009 - окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности "менеджмент".

2012 - назначен министром энергетики Российской Федерации.

Прямая речь

Дмитрий Медведев, председатель правительства РФ

Энергосбережение касается всех сфер жизни и, безусловно, при правильной организации работы оно должно дать очень значимый эффект. Недаром эксперты называют это направление развития пятым источником энергии. От результатов деятельности по энергосбережению зависит конкурентоспособность, финансовая устойчивость, энергетическая и экологическая безопасность нашей страны.

Тем временем

За 5 ближайших лет в России будет введено 35 тыс. км магистральных линий электропередачи и 123 ГВА мощностей трансформаторного оборудования (по классам напряжения 220 кВ и выше). Новое энергоэффективное оборудование снизит потери электроэнергии в сетях с 11,4 до 9,7% от отпуска. Обновление фондов, по расчетам минэнерго, позволит существенно снизить аварийность: в сетях - на 12%, а в генерации - на 16% к 2018 г.

Кстати

В 2012 г. правительством Российской Федерации была утверждена "дорожная карта" "Повышение доступности энергетической инфраструктуры". В результате принятых мер количество этапов по техприсоединению для потребителей сократилось с 10 до 6, а срок подключения достиг целевого показателя: сегодня он не превышает 195 дней (был 280 дней). В результате в рейтинге Doing Business 2014 Россия по доступности энергетической инфраструктуры заняла 117-е место, за год поднявшись на 71 позицию.