Депутатам удалось реализовать часть своих принципиальных замечаний в поправках к тексту законопроектов. Но вот изменить название пенсии, которое несколько болезненно воспринимают российские пенсионеры, не желающие считать себя стариками в 55 - 60 лет, пока не удалось. На пенсию у нас будут уходить, как и прежде, "по старости", а не по возрасту.
Кстати, в советские времена, как напомнил коллегам, выступая на пленарном заседании, первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков, основная пенсия в стране так и называлась - трудовая пенсия по возрасту. И в нашей Конституции говорится именно о социальном обеспечении по возрасту. Но чтоб сейчас вернуть этот термин, по словам Жукова, требуется огромная работа по всему массиву пенсионного законодательства, не только законов, но и других нормативных актов. Тем не менее вопрос с повестки не снимается. Не исключено, что пенсия по возрасту появится в России в весеннюю сессию Госдумы.
Но многие другие предложения, звучавшие при первом чтении законопроектов и на заседаниях Межфракционной рабочей группы, большинством были приняты.
Главная претензия, которая высказывалась всеми фракциями и многими экспертами - это то, что из законопроектов не была понятна стоимость пенсионного балла и стоимость базового параметра, исходя из которого будут перерасчитываться все действующие пенсии, или, одним словом, - непрозрачность механизма установления пенсий", - прокомментировал правку законопроектов ко второму чтению Александр Жуков, напомнив, что изначально предполагалось законом утверждать только методику расчета. А потом правительство само устанавливало бы стоимость, в том числе пенсионного балла. Межфракционной рабочей группой принято решение, что стоимость этих коэффициентов будет устанавливаться в законах. Причем стоимость пенсионного балла будет ежегодно увеличиваться на величину не ниже инфляции. Это решение ключевое, подчеркнул первый вице-спикер, потому что это "гарантия неухудшения положений пенсионеров".
Кроме того, в законе будет записано, что целевым ориентиром пенсионного законодательства на длительную перспективу, по сути, на будущее, являются международные стандарты в области пенсионного обеспечения. "Хотя мы не ратифицировали полностью все Конвенции Международной организации труда, но там эти ориентиры ясно и четко обозначены, и они будут служить также ориентирами и для нашей пенсионной системы", - пояснил Жуков.
Все фракции отмечали отсутствие перерасчета страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности для работающих пенсионеров.
Межфракционная рабочая группа решила, что пенсии будут перерасчитываться для пенсионеров с небольшой заработной платой, до трех баллов в год - это весьма существенно для тех, кто работает в бюджетной сфере, для тех кто получает небольшие зарплаты, до 18 тысяч рублей в месяц, по сути, для них это будет индексацией - три балла.
"Обсуждался вопрос о пенсии в районах Крайнего Севера. Северянам предлагалось увеличить коэффициент перерасчета пенсий до 10 баллов, но это означало бы, что они получат надбавку за счет других пенсионеров. Рабочая группа не пришла к окончательному решению по этому вопросу.
Однако, мы считаем, что это важный вопрос, поэтому мы предложили дать соответствующее поручение комитету в принимаемом сегодня постановлении - дополнительно проработать с правительством вопрос об улучшении пенсионного обеспечения работающих пенсионеров в районах Крайнего Севера", - сообщил Жуков.
Еще один важнейший вопрос, по его словам, касается пенсий селян. Они могли оказаться единственной категорией, у которой возникнут риски в результате проведения предлагаемой реформы. Поэтому "Единая Россия" предлагает ввести им доплату с 2016 года. Для неработающих пенсионеров, проживающих на селе, имеющих стаж работы в сельском хозяйстве не менее 30 лет, в случае поддержки этого предложения, будет установлена надбавка к пенсии в размере 0,25 от фиксированной выплаты (на сегодняшний день около 1000 рублей), что для селян, которые получают небольшую пенсию и зарплату является весьма существенным.
Межфракционная рабочая группа также поддержала предложение засчитывать в страховой стаж период ухода за четвертым ребенком до достижения им полутора лет из расчета 5,4 балла за каждый календарный год указанного периода. В первом чтении такого положения не было, там все ограничивалось тремя детьми. Также лицам, имеющим одновременно страховой и нестраховой период (например, женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком и подрабатывающим где-либо), будет предоставлено право выбрать наиболее благоприятный для себя период оплаты.
При обсуждении в первом чтении также много вопросов и претензий высказывалось к акционированию негосударственных пенсионных фондов. Этот процесс необходимо сделать прозрачным. Поэтому при доработке законопроектов ко второму чтению было принято решение прописать крайне строгие требования к квалификации и деловой репутации органов управления негосударственных пенсионных фондов (НПФ), включая совет директоров и правление. Более того принято решение предоставить полномочия Банку России по контролю смены собственников НПФ, - здесь неоднократно все по этому поводу высказывались, что неизвестно кто является собственником, остались ли прежние учредители, куда они делись, - то есть будет контроль за сменой собственников, включая всевозможные "цепочки" и "схемы", а также по проверке акционеров и контролирующих лиц. Также решено, что в число акционеров фондов не будут допускаться компании, зарегистрированные в офшорах.
Межфракционной рабочей группой принято решение, что вкладчики и застрахованные лица должны допускаться до управления в НПФ. Этого не было предусмотрено в первом чтении. Это предлагается осуществлять через специальный орган - попечительский совет. Ему будет дано право высказываться по наиболее важным вопросам включенным в повестку общего собрания акционеров НПФ.
Очень важно, что теперь устанавливаются требования к минимальному размеру собственных средств НПФ - 200 млн рублей и уставному капиталу - 120 млн рублей. Предлагается также ввести запрет на выплату дивидендов НПФ до истечения 5 лет со дня государственной регистрации НПФ.
"В результате доработки законопроектов, удалось решить наиболее острые и социально чувствительные вопросы пенсионного обеспечения. А главное создать уверенность в том, что пенсии наших пенсионеров будут увеличиваться, а не уменьшаться и никакие перерасчеты, как некоторые здесь заявляют, не приведут к уменьшению пенсионных прав и пенсий наших граждан - это нужно понимать. И, думаю, что здесь спекуляция на этот счет совершенно не обоснованы",- подвел итог Александр Жуков. Этими аргументами и руководствовалась фракция "Единая Россия", голосуя за пенсионный пакет законопроектов.
Третье, окончательное чтение планируется на дополнительном пленарном заседании палаты 23 декабря.