Как не попасться на удочку охотникам за "электронными кошельками"

Несложно представить эмоции человека, у которого в одночасье украли все сбережения с банковской карты. Но как говорят полицейские, зачастую сами граждане своей неосторожностью создают для преступников благоприятные условия. Так, в Липецке недавно было зарегистрировано несколько фактов хищений в сфере безналичного оборота денег, где жертвы преступлений по забывчивости или доверчивости отдали свои накопления мошенникам.

Разблокировал за 23 тысячи

В последнее время жители ЦФО все чаще сталкиваются с мошенниками, которые через sms сообщают им о блокировке банковской карты. Недавно сообщение с незнакомого номера о том, что "ЦБ заблокировал вашу карту" получила и корреспондент "РГ". К счастью, сотрудники банка предупредили при оформлении карты, что банк может рассылать сообщения своим клиентам только со своего единого номера, который несложно запомнить.

- Все, что будет приходить с других номеров, к банку не имеет никакого отношения, - пояснила сотрудница.

Тем не менее, когда я получила сомнительное сообщение, инстинктивно возникло желание обратиться за разъяснениями по указанному в нем номеру. Тем более, что в те дни была отозвана лицензия у "Мастербанка" и вся страна обсуждала, что Центробанк готовит закрытие еще целого ряда кредитных организаций. Пыл охладила лишь привычка "пробивать" все незнакомые номера по Интернету. Набрав в поисковике указанный в сообщении номер, сразу же обнаружила несколько историй, что с этого номера мошенники "разводят" своих жертв.

39-летнему жителю Липецка М. повезло меньше. В конце ноября он обратился в дежурную часть полиции с заявлением о хищении денежных средств с его банковской карты. Мужчина рассказал, что ему позвонил неизвестный и, представившись сотрудником банковского учреждения, сообщил, что его банковская карта заблокирована. В дальнейшем мужчине была предложена пошаговая инструкция, как якобы вернуть свои деньги. И назван номер расчетного счета, на который потерпевший, надеясь разблокировать свою карту, перевел 23,5 тысячи рублей. Но впоследствии выяснилось, что этот расчетный счет - обычный абонентский номер.

На связи - психологи

Как рассказал заместитель начальника Отдела информации и общественных связей УМВД России по Липецкой области Андрей Царьков, подобные случаи мошенничества - не редкость. Как правило, они происходят по стандартной схеме. На телефон граждане получают sms -сообщение о блокировке их банковской карты. Перезвонив по указанному в sms номеру, они попадают на специально обученных людей, которые представляются сотрудниками службы безопасности банка и достаточно хорошо разбираются в психологии и способах манипуляции людьми.

Главная задача телефонного мошенника - вывести жертву из равновесия, подчинить своей воле

Как отмечают оперативные сотрудники, главная задача телефонного мошенника - вывести жертву из равновесия, подчинить своей воле, заставляя человека принимать решение срочно, не давая ему времени опомниться. Случившееся с картой, как правило, объясняют сбоем в системе и предлагают несколько вариантов дальнейших действий. Могут попросить сообщить им номер карты и пин-код, либо перевести средства с карты на некий расчетный счет, "пока не восстановится система". В противном случае угрожают, что все сбережения на карте могут обнулиться. При этом настоятельно рекомендуют не вставлять "испорченную" карту в банкомат и не проверять состояние своего счета, "иначе она будет съедена".

Ничего не подозревающие граждане переводят средства через терминалы на подставной счет, который зачастую может оказаться обычным номером мобильного. При этом подвох в цифрах на слух воспринимает не каждый.

Все это время оператор пошагово ведет свою жертву. Случается, что клиент созванивается с мошенниками еще несколько дней - узнает, когда ликвидируют "сбой в системе" и он получит назад свои деньги. И только когда абонент становится недоступным, осознает, что его обманули.

Как отмечают оперативники, в конечном итоге жертвой злоумышленников становится каждый десятый получатель таких сообщений. Но, несмотря на то, что у потерпевшего сохраняется мобильный номер мошенников, раскрыть этого рода преступления не просто. В большинстве своем такие сообщения приходят из других регионов, и пока будут разосланы необходимые запросы, уйдет драгоценное для розыска время. К тому же немало случаев, когда недобросовестные операторы сотовой связи продают сим-карты без паспортов. Часто мошенники используют для этих целей и карты с украденных сотовых телефонов.

Мобильная напасть

В последнее время все большую популярность набирает услуга "Мобильный банк". Но при всем своем удобстве она имеет важный недостаток. Если гражданин меняет сим-карту и забывает сообщить об этом в банк, все накопленные сбережения могут уйти неизвестным лицам с помощью лишь одной sms.

На днях в отделе полиции № 2 УМВД России Липецка возбудили уголовное дело по подозрению 31-летнего липчанина в хищении 23900 рублей с банковской карты пенсионерки.

Как рассказали в пресс-службе УМВД Липецка, 54-летняя потерпевшая до 2012 года пользовалась абонентским номером сотовой связи, к которому была подключена услуга "Мобильный банк". Сменив оператора мобильной связи, женщина не сообщила об этом в банк. Состояние своего счета она не отслеживала, так как копила деньги и знала, что определенная сумма периодически поступает на счет. А упомянутому липчанину достался абонентский номер, прежде принадлежавший потерпевшей. С тех пор новый владелец номера стал регулярно получать sms-уведомления об изменении состояния счета пенсионерки. С помощью нескольких sms -команд подозреваемый смог перечислить чужие деньги на свой счет. В дальнейшем, обналичив всю сумму, он потратил ее на личные нужды.
Случается, что злоумышленники специально выкупают в сотовых компаниях освободившиеся от прежних владельцев телефонные номера с подключенным "Мобильным банком". Так, в Прикамье в этом году задержали пятерых человек, которые совершили более 20 подобных хищений.

Полицейские советуют гражданам внимательнее относиться к своим электронным кошелькам. В обязательном порядке, меняя сотового оператора или потеряв свой телефон, надо отказываться в кредитном учреждении от системы виртуальных расчетов.

Обратите внимание

- Самое главное: при поступлении подобных sms -сообщений, телефонных звонков на домашний или сотовый телефоны не стоит опрометчиво выполнять просьбы незнакомых людей, какими бы угрожающими они не были, - советует Андрей Царьков. - Если вам пришло сообщение о том, что банковская карта заблокирована, в первую очередь свяжитесь с сервисной службой вашего банка, телефон которой обычно указан на самой карте. Там вы узнаете всю достоверную информацию о состоянии вашего счета. Также нельзя ни под каким предлогом сообщать незнакомым людям сведения о своих личных данных - паспортные данные, номер расчетного счета. В случае совершения преступления незамедлительно сообщайте об этом в органы внутренних дел.

Тем временем

В Смоленске задержана международная группа преступников, подозреваемых в совершении более 150 краж с банковских карт жителей региона с помощью установленных на банкоматы миниатюрных считывающих устройств - скиммеров. "Это - ранее судимый за кражи и причинение тяжких телесных повреждений 30-летний житель Республики Беларусь и 29-летний житель Республики Молдова, - сообщила начальник пресс-службы управления МВД по Смоленской области Елена Бабанова. - У подозреваемых обнаружены и изъяты считывающие устройства, ноутбуки и другая аппаратура, использовавшаяся для совершения краж. Возбуждено уголовное дело по факту кражи, совершенной организованной группой, в особо крупном размере (часть 4 ст. 158 УК РФ)". В октябре подозреваемые совершили в Смоленске свыше 150 краж, чем вызвали панику у держателей банковских карт. Похищенные деньги злоумышленники обналичивали в Калуге, Твери и Санкт-Петербурге. "Общая сумма причиненного жителям Смоленска ущерба составила, по предварительным данным, около 1,5 миллиона рублей, - уточнила Елена Бабанова. - Жертвами могли стать еще несколько сотен граждан: у задержанных изъято около 400 "клонов" банковских карт, с помощью которых они намеревались похитить деньги со счетов".