В эти декабрьские дни корреспондент "РГ" побывала на знаменитом поле и услышала загадочные истории и легенды, связанные с этим загадочным местом. Что интересно, историческими преданиями здешние жители охотно делятся и по сей день.
Что делал Мамай?
Если послушать жителей здешних деревень, то получается, что Мамай побывал чуть ли не в каждом уголке Куликова поля. Во всяком случае, практически в каждой деревне есть легенда про клад, зарытый Мамаем. Есть они якобы и возле деревни Михайловская, и на Дону, и в районе села Орловка (здесь вообще якобы затонула лодка с золотом). А село Михайловское у местных жителей и вовсе зовется "денежной ямой". Нам показали овраг, где по ночам что-то светится. Считается, что золото Мамая. Скептики утверждают, что это вовсе никакое не золото, а гниющие пни дают "светящийся эффект". Но кладоискатели до сих пор здесь копают.
Местные говорят: однажды очередным искателям сокровищ кто-то посоветовал: встретите нищего, побейте его, он скажет, где клад. Так и сделали. Затем пошли копать яму в указанном месте, ничего не нашли, но приметили кладку: стены из камня, своды.... На самом деле это оказался карстовый провал, известняковые стены которого как бы сложены в кладку. Такое встречается очень часто в здешних местах. А вообще, если послушать местные легенды, то получается, что Мамай во время Куликовского сражения вовсе не за битвой следил, а клады закапывал.
Рука Дмитрия Донского
На Куликовом поле есть камень, на котором, по преданию, отпечаталась ладонь самого Дмитрия Донского. Местные жители рассказывают, что после Куликовской битвы раненый Дмитрий Донской лежал возле него. Когда стали поднимать князя, он оперся рукой на камень, и на нем отпечаталась его ладонь. Кстати, по данным современных исследователей, примерно в этом месте находился правый фланг русского войска. От оврага, на склоне которого расположился легендарный камень, начинается поле сражения. Был ли здесь Дмитрий Донской, конечно, никто не скажет, но есть предание, будто бы князь оделся в простые доспехи и пошел биться в сторожевой полк. Ряд ученых опровергает эту версию: великий князь вряд ли мог участвовать в решающем сражении в качестве рядового воина. Но такая легенда была полезна для поддержания авторитета княжеской власти.
Место обросло и вполне современными легендами. Этот камень якобы попадается исключительно случайным путникам. Во всяком случае, специально увидеть его никому не удавалось. В блужданиях по полю нашу группу сопровождал научный сотрудник музея "Куликово поле" Игорь Бурцев. Он довольно точно указал овраг, где надо искать этот раритет. Мы дружно прошли почти километр по пересеченной местности, но камень и в самом деле куда-то пропал. Потом Бурцев пошел на поиски один, и тоже надолго исчез... Мы уже начали волноваться: сначала пропал Мамай, потом - камень, потом - Бурцев, удастся ли самим вернуться? Наконец, наш проводник вернулся. Мы все же нашли камень, но дожидаться появления призрака Мамая не стали. А белый треугольный камень высотой примерно в полтора метра с отпечатком, напоминающий ладонь с четырьмя пальцами, и в самом деле находился на своем обычном месте. Правда, пальцы на нем длиной сантиметров двадцать.
Красный камень, белый куст
По народным преданиям, реки Куликова поля после каждой битвы (а Куликовская битва - не единственное сражение, которое здесь происходило) были красными, кровь людская чуть ли не сочилась и из земли. Небольшие речки Куликова поля - Курса, Смолка, Непрядва, Дубики, верхние, нижние и средние - в настоящее время уже в основном превратились в овраги. А в деревне Даниловка, говорят, была Красная речка.
Много рассказов у местного населения про засадные полки: если верить, то засадный полк, решивший в конечном итоге исход сражения, стоял чуть ли не в каждой деревне. А в селе Знаменском рассказывают про "белый камень и красный куст". Якобы Дмитрий Донской опасался за правый фланг своего войска. Но на помощь ему пришло само Куликово поле. По преданиям, здесь накануне битвы за одну ночь вырос "красный куст" и появился "белый камень". Кустом в те времена называли небольшой лесок. Вот идут ордынцы, и вдруг видят - там, где никого не должно быть, стоит большое войско, они и побежали. А это был тот самый выросший за ночь лесок, сквозь ветки которого белел камень. Этого камня наша репортерская группа уже не нашла - вероятно, после битвы все опять исчезло.
На Куликовом поле есть много мест, где монголо-татары якобы переходили речки, они так и называются "Переезды", "Переходы" или даже "Ворота". Такие места есть на речке Рыхотке, на Непрядве, на Дону. По преданию, войско Мамая переходило Непрядву в районе Михайловского, а Дмитрий переходил ту же Непрядву в районе Краснобуйцев. Получается, что Дмитрий шел с Куликова поля, в то время, как Мамай - на поле. Словом, весьма запутанная история. Уверяют, что возле деревни Починки есть "ворота", через которые войска проходили. Может, это какие-то два холмика, которые называют воротами? Есть также легенда, что возле Прощеного Колодца Непрядву переходил Сергий Радонежский. Так что, по местным сказаниям, Сергий Радонежский - тоже участник сражения.
А Прощеных колодцев на Куликовом поле несколько. Там прощались воины не то друг с другом перед битвой, не то с павшими. Но воде в этих колодцах приписывается чудодейственная сила. Так, к одному из источников - в селе Бучалки - после битвы приполз Дмитрий Донской с раненой ногой. Полил ногу водичкой, и к утру был здоров.
Есть легенда и про "степную кобылицу", воспетую в стихотворении Александра Блока. Якобы эта белая неприкаянная лошадь скачет вдоль оврага, не касаясь копытами земли. Увидеть ее - плохой знак. Наша репортерская группа видела много лошадей во время своей не совсем научной экспедиции, были среди них и белые. К счастью, все скакали по земле.
"Татары" Куликова поля
Удивительно, но даже более шестисот лет спустя на Куликовом поле есть поселения, жителей которых называют "татарами". Считается, что пленных в битве ордынцев поселили в деревнях Монастырщина и Себино. На Непрядве есть село Никитское. Уверяют, что там все время жили татары - чернявые и кареглазые. А монастырщинских до сих пор зовут "татарами". Игорь Бурцев рассказал историю, как он читал в одной из местных школ, где учатся дети со всех окрестных деревень, лекцию о Куликовской битве, называя ордынцев "татарами". "Только сказал: "татары", как по всему классу пошли смешки, - рассказывает Бурцев, - ребята кивают на монастырщинских, с комментариями: а вам там потом и наваляли". Они с детства привыкли их называть "татарами". Так что на Куликовом поле нельзя забывать и о политкорректности.