Новости

20.12.2013 18:30
Рубрика: Экономика

Наведем порядок вместе

Общественные объединения помогут решить проблемы жилищно-коммунального хозяйства
То, что должны по закону делать коммунальщики, и то, что они делают на практике, часто просто несопоставимые вещи. Устранить это противоречие стремятся жители. Мы попытались выяснить, есть ли действенные способы заставить коммунальщиков работать быстро и качественно

 

1:0 в пользу коммунальщиков

Небольшая личная предыстория, которая мотивировала автора на написание этого материала. В нашей хрущевке в Советском районе подтекает стояк холодной воды. Не аварийно, но неприятно так подкапывает. Труба не менялась с момента постройки дома. Мы - хозяева квартиры - опасаемся в один момент прийти домой и обнаружить 15-сантиметровый слой воды на полу, плавающую обувь и холодный душ с потолка в квартире снизу.

Звоню в колл-центр ДУКов, описываю ситуацию, прошу пригласить мастера. Девушка говорит, что сначала должен быть составлен акт обследования, стояк - общее имущество дома, поэтому есть шанс заменить его бесплатно. Чуть позже мне звонит мастер, договариваемся с ним на вторую половину дня. Я, чтобы не отпрашиваться с работы, вызываю маму из Дзержинска. Казалось бы, все идет как следует.

Однако мастер не приходит. И на сотовый не отвечает. Я звоню в тот же колл-центр, где сначала пытаюсь понять, что мне делать в этой ситуации. Мне отвечают "Ожидайте мастера, спасибо за звонок". Решаю сама связаться с подрядчиком. Опять звоню в колл-центр. "У нас нет адресов и телефонов наших подрядных организаций", - отвечает мне девушка. Я удивлена, но не сдаюсь - прошу сообщить хотя бы название фирмы-подрядчика. Узнаю. Звоню им. Мне приносят извинения и обещают прийти на следующее утро - договариваемся на 9.00.

С утра я отвожу ребенка в садик, в назначенное время тишина, звоню мастеру. "А мы были у вас в 8.00, хотели как лучше", - объясняет он. После моей тирады он выдает еще одну фразу: "Ничего личного, но так получилось". Я боюсь представить, что бы было с жителями, если бы у коммунальщиков было "что-то личное" против них. Разговор кончается на том, что мне позвонят еще раз, мы договоримся на новое время.

Срок исполнения моей заявки истек 12 декабря. Мне так и не перезвонили. За это время я оставила в колл-центре две жалобы, одну на подрядную организацию, другую на неисполнение заявки. Стала искать, с одной стороны, объяснения, с другой стороны - действенные способы заставить коммунальщиков работать.

От нападок к диалогу

- К сожалению, подрядные организации часто скрывают свои недоработки от домоуправляющих компаний. Если вы столкнулись с неисполнением или некачественным выполнением работы подрядными организациями, вам следует обратиться с жалобой в ДУК, по телефону или лично. Сейчас большая конкуренция среди подобных организаций, ДУК просто расторгнет договор с той, что некачественно работает, и заключит договор с другой, - пояснила корреспонденту "РГ" возможный алгоритм действий пресс-секретарь домоуправляющих компаний Елена Ежова.

Однако мои жалобы на момент подписания номера ни к чему не привели - я склоняюсь к тому, чтобы поменять трубу за деньги и не тратить больше времени на разборки.

Но положительный опыт работы с коммунальщиками у нижегородцев есть. И чужие истории успеха во многом показательны.

Дом N 5 по улице Перекопской Ленинского района построен в 1939 году. Раньше вся его жилищно-коммунальная система была в ведении станкостроительного завода. С разрушением предприятия пришел конец и обслуживанию дома. Жителям пришлось наводить порядок самостоятельно. В начале 2007 года в доме создали ТСЖ "Лада".

- Например, не будет преувеличением сказать о нашем доме, что на начало 2003 года он находился в состоянии тотальной коммунальной катастрофы,- поделилась управляющая ТСЖ "Лада" Татьяна Лебедева. - Поверьте, это страшно! И очень опасно! Судите сами: вся инфраструктура дома, все вводы, все трассы (за исключением холодного водоснабжения) находились в аварийном состоянии. В доме сложилась пожароопасная ситуация, пришлось срочно договариваться с мэрией о помощи дому - дабы не допустить возгораний. Не скажу, что поддержку мы получили быстро и легко (пришлось обращаться к областной власти), но результат положительный.

По опыту ТСЖ "Лада", первый секрет успеха - готовность к диалогу как со стороны коммунальщиков, так и со стороны жителей. Второй - куда более важный - инициативность самих граждан и готовность отстаивать свои права.

- О самоуправлении сейчас много говорят, - продолжает Лебедева. - Что толку в дворовых взаимных жалобах и эмоциональных сетованиях? Почему бы не заняться вполне конкретным делом - наведением порядка в доме. Но для этого надо объединиться: выбрать старших по подъездам, председателя совета дома. А далее процесс объединения идет на уровне района, города и губернии. И самоуправление начинает воплощаться в конкретных делах: в разработке планов капремонта, в контроле за ним, в субботниках.

По мнению Лебедевой, жители лучше других знают состояние своего дома. Поэтому с их стороны нужна не агрессия, а готовность установить диалог с ресурсоснабжающими организациями, коммунальными структурами и властью. Разработать планы по ремонту. Расставить приоритеты: сначала безопасность, потом комфорт и уж затем - красота. И работать сообща.

Один в поле не воин

Но желание навести порядок в своем доме и возможность сделать это - разные вещи. Часто жителям не хватает базовых знаний о своих правах и о принципах работы всей системы. Этот пробел призвана устранить новая общественная инициатива, стартовавшая в Нижнем Новгороде на днях, - Школа общественных контролеров (ШОК).

Проект предполагает для начала создание в пяти районах города - Московском, Приокском, Сормовском, Нижегородском и Ленинском - центров общественного мониторинга в сфере ЖКХ.

- Общественными контролерами станут активные жители, председатели советов многоквартирных домов. Они составят рейтинги управляющих компаний на основании оценок, выставленных самими гражданами. Эти результаты будут направляться в контролирующие органы и в средства массовой информации. Также мы планируем проводить семинары и мастер-классы для жителей, делиться положительным опытом решения проблем, - пояснила руководитель проекта, директор "Фонда жилищного просвещения "Ассоциация ТСЖ Нижнего Новгорода" Ольга Климина.

Главная ставка проекта сделана на координацию усилий жителей. В дальнейшем опыт Нижнего Новгорода планируется распространить на всю область. На 24 декабря запланирована презентация проекта для старших по домам. Обучать жителей будут профессиональные юристы.

Горожане, добившиеся успеха в управлении собственными домами, уверены, что инициативность жителей, подкрепленная знаниями - это и есть формула победы в борьбе за свои права.

- Я вспоминаю советское время, когда работал общественный контроль. И он был весьма эффективен. Что касается мониторинга, то конструктивная критика поможет решить накопившиеся проблемы, - уверен председатель правления ассоциации органов местного самоуправления многоквартирных домов Ленинского района Нижнего Новгорода Владимир Челноков. - Но нужен еще и положительный опыт решения проблемы. Эти три буквы - ЖКХ - редко звучат в позитивном ключе. Надо идти по пути просвещения.

Поговорю-ка я, пожалуй, с соседями.

Тем временем

В минстрое Удмуртской Республики прошло заседание рабочей группы по подготовке нормативно-правовой базы по новой системе капитального ремонта. Специалисты рассмотрели предварительные расчеты, произведенные центром ценообразования. В качестве ориентиров были предложены размеры взносов от 7,4 рубля в месяц за помещения в домах 10 и более этажей с одним лифтом на подъезд до 10,4 рубля в 1-3-этажных многоквартирных домах. "Вопрос о том, в каком размере эти цифры будут внесены на утверждение республиканского правительства, еще не решен, - сообщил Иван Новиков, первый замминистра строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртии. - Обсуждалось несколько вариантов, в том числе остановиться на уровне регионального стандарта для республики (он установлен на 2014 год в размере 6 рублей 30 копеек) либо вообще какой-то единой средней цифре из расчетных. В рекомендациях по установлению минимального размера взносов сказано, что должны оцениваться фактическая стоимость ремонта и платежеспособность граждан, то есть социальная составляющая. Реальные цифры, о которых шла речь, слишком высоки, мы понимаем, что наше население вряд ли их сможет оплачивать. Поэтому, скорее всего, эти цифры не станут фигурировать в постановлении". Размер взноса в Удмуртии планируют утвердить до конца года.

Экономика ЖКХ Филиалы РГ Приволжье ПФО ПФО Нижегородская область Нижний Новгород