Спектакль "Полеты с ангелом. Шагал", который новосибирские зрители смогли увидеть на сцене театра "Глобус", - это совместный проект Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой и международного театрального агентства "Арт-Партнер XXI".
- Мы привезли на фестиваль спектакль о последних секундах жизни Марка Шагала. Этот спектакль - большой риск, так как пьеса Зиновия Сагалова написана в стихах. Этот материал идет вразрез с темами сегодняшнего театра, это как плотина - вода либо ее сшибет, либо она устоит. За долгую, почти шестидесятилетнюю сценическую жизнь я всего два раза играл пьесу в стихах. Первая - "Горе от ума", и давно. А пьесу, написанную сейчас в стихах, по-моему, не играет никто, - сказал Сергей Юрский.
По словам директора агентства, театрального продюсера Леонида Робермана, никакого риска не было и быть не может, когда за дело берется Сергей Юрский. Режиссер Сергей Юрский сам же выступил рассказчиком неповторимого сюжета о творчестве, скитаниях и любви великого художника. Причем в постановке он играет сразу девять ролей - от поэта Сандрара до министра Луначарского. Но главная роль - Марк Шагал. Партнерами Юрского по сцене выступили народная артистка России Наталья Тенякова, заслуженная артистка России Людмила Дребнева, Анна Гарнова и музыканты.
- Чем примечателен для меня Шагал? Вот я говорю пенсионерам, чтобы они не думали, что мы прежние. Многие говорят: "А чем мы хуже молодых?". Хуже! Гораздо хуже. Потому что старее. Поэтому многие роли, из которых "вырос", я оставил, и сделал это вовремя. А Шагалу 98 лет, и я могу смело чувствовать себя на сцене, и с этой точки зрения смотреть на весь спектакль. А весь спектакль - в том, что это последняя секунда жизни человека 98 лет. И в ней вспыхивает все, что составляло главный календарь его жизни, - рассказал Юрский о замысле спектакля.
А это не так много - красавица и муза Белла, любимая мама, родной Витебск и богемный Париж, а также друзья, подруги и герои его полотен.
- У Шагала жизнь была трагической. Он пережил революцию в России, фашизм в Германии и Франции, чудовищный антисемитизм, изгнание и разочарование, голодное детство и несомненное богатство - когда ему предлагали миллионы за любую роспись. Но он остался человеком, который просто рисовал. Все, что ему нужно было, - это краски и холст. А если их не было, то брались карандаш и бумага, мел и стена. Это цельная и творческая фигура. А сейчас театр ищет, и в основном отрицательных и отвратительных героев, - сказал актер и режиссер.
На его взгляд, молодым людям, "рвущимся сейчас в театральный институт, можно только посочувствовать".
- Их сознание замутнено глянцевыми журналами. Но кто рискнул, тот должен приготовиться к непростому пути, который сам избрал. Я полагаю, что количество талантов неизменно. Они рождаются и уже молодыми являются мастерами. Я вижу это во многих проявлениях. Пример тому - это спектакль "Добрый человек из Сезуана" (постановка Московского драматического театра имени А. С. Пушкина также прошла на сцене "Глобуса" в рамках Рождественского фестиваля. - Прим. "РГ"), где играет молодая актриса Саша Урсуляк. Это редкое явление, на которое я смотрю и вижу выдающегося мастера. И говорю: "Вот оно! Есть!". То же самое могу сказать про молодых актрис, которые задействованы в моих спектаклях.