Альберт Асадуллин, заслуженный артист РСФСР:
- Полагаю, что мужчине. Почему? Не знаю - кто-то должен быть мудрее!
Галина Беседина, художественный руководитель Центра русского романса, народная артистка России:
- Беда в том, что виноваты частенько оба и оба, как правило, гордые. Поэтому, наверное, первым извинится тот, кто умнее, добрее и больше любит. Мне, например, становится очень тоскливо на душе, если ссора с кем бы то ни было продолжается больше дня. Я подуюсь для виду, но потом обязательно помирюсь. Ну, это же глупо из-за мелких непониманий затаивать злобу в сердце. Впрочем, извинений от обидевшего меня человека я все равно буду ждать: мир миром, но надо уметь признавать свои ошибки.
Андрей Бурковский, актер:
- Все зависит от ситуации. Если тебе без причины дали пощечину, согласитесь, трудно самому же потом идти просить прощения. Но, честно говоря, я склоняюсь к тому, что мужчине стоит делать первый шаг: он все-таки должен быть сильнее во всех смыслах этого слова. В конце концов, если в отношениях присутствует настоящая любовь, порой даже извиняться не приходится - конфликт заканчивается сам собой.
Кира Прошутинская, телеведущая, продюсер:
- Как человек справедливый, я считаю, что извиняться в первую очередь должен тот, кто не прав. Это единственный выход, поскольку люди чересчур сложные создания. Ведь, как мне кажется, женщины физически хоть и слабее, духовно они зачастую сильнее, чем мужчины. Но это не значит, что они должны прощать все и в любом случае извиняться, поскольку оскорбление может войти в привычку. Так что я вам, дорогие мужчины, желаю больше снисходительности к нам, женщинам, в новом году.
Екатерина Гамова, волейболистка, заслуженный мастер спорта России:
- Вряд ли существуют какие-то обстоятельства, когда только женщина должна просить прощения или только мужчина. Думаю, важно даже не столько то, кто первым извинится, а то, чтобы обиды забывались и не повторялись. Я всегда извиняюсь, если что-то сказала или сделала не так. Однако когда вину за собой не чувствую, буду упорно настаивать на своем.
Александр Кузнецов, психолог:
- В чем вообще трудность простить человека? В том, что мы думаем, будто подобный конфликт скоро повторится и обижаемся на другого как бы авансом. Таким образом, окончательная задача примирения - найти общий язык, чтобы впоследствии не наступать на те же грабли. В таких случаях поступает рациональней всего тот, кого можно назвать эмоциональным лидером. Только он способен удержать шторм и сказать: "Ничего страшного не случилось, хоть мы и сделали друг другу больно. Переживем, найдем решение, и этого больше не повторится". Если такой лидер в отношениях есть хотя бы один, тогда у этих отношений есть будущее. Обычно эмоциональными лидерами являются женщины, поскольку для них сохранение семейного очага имеет гораздо большее значение. У мужчин чаще всего приоритет - работа. Впрочем, в наши дни эта грань стирается; к счастью или сожалению, пока сказать трудно.