Впервые о проблемах энергоэффективности, ставших актуальными в условиях рыночных отношений, заговорили еще в начале 1990-х. Однако дальше общих предложений дело так и не пошло. "Лед тронулся" лишь в разгар финансового кризиса. В 2009 году был подписан федеральный закон №261 об "Энергосбережении и энергоэффективности", в 2011-2012 годах начали вступать в силу различные ограничения и запреты на продажу ламп накаливания. В этот же период в некоторых регионах стартовали программы капитального ремонта, где учитывались новые требования к энергоэффективности. А уже в период 2001-2013 годов заработала программа "Энергосбережение в городе Москве", в рамках которой проводится постепенное увеличение энергоэффективности городских зданий и уменьшение потребления энергии.
В рамках энергосберегающих программ проявляют активность и частные компании, например корпорация "ЛУКОЙЛ" за три года сэкономила на этом более 12 миллиардов рублей. Что касается частных инвесторов, то они до сих пор с опаской вкладываются в энергоэффективные проекты в рамках частно-государственного партнерства из-за отсутствия прозрачности и государственных гарантий.
В масштабах страны финансовый результат введения программ энергосбережения может достигать 9-12 триллионов рублей экономии в год (до 70% экономии энергии). В планах правительства сократить до 2020 года энергоемкость ВВП на 40% от уровня 2007 года, что позволит промышленным предприятиям, основным потребителям энергии, усилить свою конкурентоспособность.
Что касается внимания первых лиц государства к данной проблеме, глава государства в своих "майских тезисах" обращает особое внимание именно на траты крупных компаний и призывает их сократить издержки энергии минимум на 15%, что является вполне достижимым результатом.
Сейчас Минэнерго РФ разрабатывает предложение, которое включит в себя различные стимулирующие программы для развития отрасли. Кроме того, по указанию Премьер-министра России все госпрограммы будут дополнены индикаторами эффективности энергопотребления. В 2014 году во всех регионах должны появиться региональные институты развития энергоэффективности (ИРЭ), которые будут решать следующие задачи:
Стимулом для глав регионов станет включение развития энергоэффективности в перечень их KPI. Отдельно будет оцениваться также улучшение бизнес-климата, которому способствуют эти инновации. Косвенно на показатели эффективности работы чиновника будет влиять и привлечение с помощью этого дополнительных инвестиций в регионы. Инвестиции нужны для внедрения энергоэффективных технологий, однако инвесторам необходимы понятные правила игры, упрощение документооборота, прозрачные механизмы контроля. Сделать это без информационных систем практически невозможно.
Схема взаимодействия участников программ энергоэффективности на местном и федеральном уровнях в рамках работы регионального института развития энергоэффективности:
Как заявил 3 декабря Премьер-министр России, в регионах должна появиться собственная информационная система управления энергосберегающими процессами. По мнению премьера, она должна стать инструментом, который объединяет все мероприятия по экономии энергии. В данный момент существует несколько систем, которые сильно различаются функционалом.
Сагдуллин Руслан, заместитель генерального директора компании "БАРС Груп":
- Задача повышения эффективности энергопотребления предполагает решение целого спектра вопросов. Для анализа слабых мест в энергоэффективности объектов региона необходимо внедрение единой информационной системы. С ее помощью будет анализироваться вся необходимая информация, в том числе полученная напрямую с приборов учета. Оснащение приборами учета и энергоэффективная модернизация зданий и коммуникаций требует серьезных затрат. Только государственных и муниципальных бюджетов для этого не хватит. А это значит, что нужны частные инвестиции. Для их привлечения нужно сделать прозрачным процесс инвестирования. Для инвесторов и энергосервисных компаний важно понимание того, когда они начнут получать прибыль и отслеживать - куда именно пойдут их средства. Также коммерческий сектор волнует вопрос гарантий возврата инвестиций, правовое поле здесь недостаточно проработано и требует участия региональных властей.
Если смотреть на ситуацию со стороны руководства региона или города, то им необходим инструмент для контроля ситуации с энергоэффективностью на всей курируемой территории. Ведь "правильно" работающая энергетика - это повышение качества жизни, снижение бюджетных затрат, предотвращение аварий, рост конкурентоспособности местных предприятий (кстати, здесь инвестиции в энергоэффективность окупаются достаточно быстро). Для системной работы в данном направлении необходимо использование новой информационной системы, которая поможет объединить потоки информации, проанализировать их и составить необходимые отчеты, разработать правильную стратегию энергоэффективности и далее контролировать ее исполнение. Именно поэтому мы приняли решение о создании нового решения - "БАРС. Энергоэффективность"
По сути, "БАРС. Энергоэффективность" и есть тот самый инструмент, который позволит повысить эффективность региональных программ в сфере энергосбережения и энергоэффективности за счет полного информационного и бизнес-сопровождения на этапах от стратегического планирования до исполнения конкретных мероприятий. При этом электронная площадка объединяет интересы руководителей регионов, инвесторов, уполномоченных органов, заказчиков и исполнителей энергосервисных контрактов.
В повышении эффективности энергопотребления и внедрении информационных систем для анализа и разработки стратегии энергоэффективности заинтересованы все стороны: чиновники - в снижении расходов бюджета и увеличении показателей своей работы, управляющие компании - в привлечении инвестиций, инвесторы - в высокой рентабельности вложенных средств и отсутствии рисков. От этого зависит и благополучие простых граждан в виде снижения платежей за коммунальные услуги, и бизнеса в виде повышения конкурентоспособности. А все вместе это поможет дать новый толчок в развитии нашего государства.
На правах рекламы