Говорят, что вопрос с Музеем кино решен?
Наум Клейман: Я бы сказал: вопрос еще не решен, но решается. Министерство культуры предполагает, что можно приспособить под музей кино здание Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ), которое большей частью сдается арендаторам, потому что институт почти потерял всю производственную базу. Есть три точки зрения. Одна: в здании можно все перестроить, чтобы создать там высокотехнологичный Центральный музей кино. Вторая точка зрения: можно временно поместить там музей, а потом Константин Эрнст построит Музей кино и телевидения по последнему слову техники, и мы переедем туда В этом случае речь идет о временном размещении. И третья: там ничего строить нельзя, туда ничего не помещается, и вообще это памятник архитектуры, где даже гвоздь в стену нельзя вбить.
Это здание на Ленинградском проспекте?
Наум Клейман: Да. Ленинградский проспект, 47. Рядом выход из метро "Аэропорт". Это, конечно, очень удобно - можно без проблем добраться из разных районов города. Там много других плюсов. Но там много и минусов. Во-первых, должно быть специальное и немалое финансирование, чтобы здание перестроить и отремонтрировать. Есть эти деньги или нет, мы не знаем. Во-вторых, даже если эти деньги есть, должен быть конкурс архитектурных проектов, чтобы потратить самым разумным способом. Я надеюсь, что Министерство культуры объявит конкурс (может быть, международный), как перестроить здание, чтобы в нем музею и зрителям было комфортно. Наконец, должно быть обсуждение с кинематографистами, как строить Музей кино.
Очень существенный момент.
Наум Клейман: У нас кинематографисты очень долго не обращали внимание на историю своего искусства. Извините, наше кино вообще живет вне традиции. Я имею в виду не только отечественные традиции. Нынешнее кино у нас, к сожалению, большей частью провинциально и безграмотно. И большинство кинематографистов не знает ни отечественных, ни мировых классиков. Только сейчас они начали понимать, что музей, наверное, нужен. Не только зрителям, но и им, дорогим нашим. Я надеюсь очень, что общественность кинематографическая (не начальство, а общественность!) примет участие в создании этого Музея как своего Храма.
Если говорить не о здании, а о концепции музея…
Наум Клейман: …то я излагал ее 20 ноября на заседании Общественного совета по возрождению Государственного центрального музея, председателем которого стал Константин Эрнст, генеральный директор Первого канала. Базовая версия была опубликована в журнале "Киноведческие записки", № 84.
Насколько я знаю, вы предлагаете различать музей, киноархив и синематеку?
Наум Клейман: У них разные функции. Но исторически они дополняют друг друга. В Голландии, например, киноархив изначально назывался Киномузеем. Он включает и синематеку (где можно регулярно смотреть фильмы всех времен и народов), и архив (хранящий негативы и копии фильмов). А во Франции в начале была Синематека, которая развилась в киноархив и дополнилась музеем, созданным Анри Ланглуа. В России все началось с создания киноархива - Госфильмофонда.
Киноархивы, как правило, собирают подлинники. Безусловно, это негативы и все, что связано с ними. Это первая задача киноархива - создать условия для хранения и реставрации фильмов. Синематека - организация, которая дает доступ к этим сокровищам широкой публике. Но не менее важна она для профессионалов. Потому что если живописец не может прийти в Лувр или Эрмитаж и Русский музей, чтобы увидеть подлинники Рембрандта, Эль Греко или Малевича, то, простите, он не может стать профессионалом. Мне безумно жалко, что большинство профессионалов после института не имеет возможности вернуться к классике кино.
Когда Госфильмофонд открыл кинотеатр "Иллюзион", он фактически взял на себя функции синематеки. Мы в свое время добились, чтобы Моссовет отдал нам недоходный кинотеатр в высотке на Котельнической набережной, в который почти никто не приходил. И у "Иллюзиона" сразу выстроились очереди на много часов. В ситуации 1990-х годов, когда в России в кино не ходили вообще, музейные залы были полны почти на каждом сеансе.
Да, но тогда нельзя было посмотреть кино он-лайн…
Наум Клейман: Да, сегодня многое посмотреть можно дома, но, как минимум, надо знать, что искать в Интернете. Публика нуждается в навигации. Мы учимся в школе различать, кто есть Шекспир, а кто, простите, драмодел, который завтра будет забыт. Но критериям оценки кино школа не учит. А без критериев и без навигации все усилия кинематографистов практически бесполезны - они будут забыты или вообще не востребованы.
Вы говорили об общественности… На международной конференции "Дети синематеки", состоявшейся в рамках Санкт-Петербургского культурного форума, принят меморандум, призывающий сделать акцент на развитие синематек - причем в регионах. Предложено запустить в Петербурге проект "Синематека. ХХI век", благо есть традиции "Ленфильма", потенциал журнала "Сеанс", есть интерес к истории кино у Александра Сокурова.
Наум Клейман: На мой взгляд, это продуктивная идея. Синематека - это не только показ мирового кино, это еще создание мифологии собственного места. Это создание образа Питера или Москвы для всех, кто приезжает сюда. Воплощение гения места - вот что такое синематека. Здесь еще и собирают все, что связано с городом и снимается про город и в городе. Между прочим, уже существует Пермская синематека, которую мы помогали организовать. Режиссер Павел Печенкин, который делает фестиваль "Флаэртина", организовал и синематеку.
Региональная сеть синематек напоминает структуру Государственного центра современного искусства…
Наум Клейман: Когда создавался наш Музей кино, предполагалось, что он будет помогать синематекам в республиках и в крупных городах, где были студии игрового и документального кино - Новосибирске, Иркутске, в Ростове, Ленинграде, Свердловске. Сегодня идея возвращается. Синематека становится совершенно необходимым звеном в единой системе общественного самосознания. Мы хотели помочь создать Северокавказскую синематеку во Владикавказе в Беслане (детям после теракта особенно были нужны положительные эмоции, и специальные кинопрограммы могли этому способствовать). Ничего не получилось. Я приезжал туда пять раз. Общался с четырьмя министрами культуры. Каждый из них умывал руки. Сейчас губят последний старинный кинотеатр, созданный еще "Патэ" в 1907 году: там могла работать двухзальная Синематека. В то же время есть города, которые мечтают о синематеках. Это Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск… Конечно, Петербург.
Я уверен, что именно создание параллельной некоммерческой сети кинотеатров поможет вернуть наше старое кино на экран и показывать новое, чтобы оно хоть частично окупалось, а региональные и муниципальные синематеки играли бы роль навигаторов. Но для этого нужна воля и …новые законы. У нас, например, вообще нет теперь понятия некоммерческого проката. Это абсурд. Вопрос Музея кино не изолирован от общих проблем кинопроката и кинопросвещения, он требует комплексного решения.
Все определяют люди. От них зависит, будет место живым или …не очень.
Наум Клейман: Знаете, люди появляются. Наши коллеги в Германии, например, сделали при Синематеке специальные курсы для учителей. Говорят о введении курса кино в школе. А кто учить будет? Значит, надо прежде всего учить учителей. Это нормально.
Любовь Аркус, главный редактор журнала "Сеанс", режиссер.
Самое важное, что Музей кино был местом, где выросло целое поколение критиков и режиссеров. Не только потому, что Клейман умел подбирать программы и ретроспективы. А потому что он создал место. Место, куда люди привыкли приходить, смотреть фильмы, слушать умных людей. И продолжать на лестницах спорить и обсуждать фильмы до бесконечности. Они там знакомились и дружили. И вот это, с моей точки зрения, было самым главным в Музее кино.
Я глубоко убеждена, что сегодня главная проблема молодых зрителей совсем не в том, что они путают Фассбиндера с Вендерсом. Синематека - это место, где, с моей точки зрения, должны решаться две проблемы. Это место, где должны собираться люди, как они собирались в Москве на Красной Пресне. Где они должны смотреть кино и научиться о нем думать - потом они выучат фамилию Вендерс. И это должно быть место, куда они хотят приходить, как они приходят сегодня в крошечный книжный магазин-клуб "Порядок слов".
Из этого места пойдут два движения. Там начнут возникать люди, которые хотят снимать кино, и там появятся люди, которые хотят его смотреть.