Законодатели хотят ввести запрет на включение в договор поставки продовольственных товаров различных услуг по их продвижению. Если крупные и многие средние производители готовы платить ретейлерам за то, чтобы, к примеру, их продукция выкладывалась на уровне глаз, то мелкие - нет. Между тем сети навязывают такие услуги. А их стоимость, по экспертным оценкам, может достигать до 20-40 процентов от стоимости товара.
Кроме того, торговым сетям грозит запрет расти дальше, если доля их продаж на определенной территории превысит 10 процентов от общего объема всех реализованных продовольственных товаров.
Такие предложения содержатся в проекте поправок в закон о госрегулировании торговой деятельности. Сейчас доля продаж ретейлера в регионе, городе, районе должна составлять не более 25 процентов. Снижение "потолка" авторы поправок объясняют тем, что сети игнорируют местных производителей, предпочитая иметь дело с крупными поставщиками. Особенно от этого страдают мелкие и средние сельскохозяйственные предприятия. Они часто жалуются на отказ в реализации своей продукции и диктат закупочных цен со стороны торговых сетей, длительные сроки расчета и возврата нереализованной продукции. Все это ограничивает конкуренцию на продовольственном рынке и поддерживает темпы роста цен.
Желая ограничить монополизацию региональных рынков, разработчики исходят из целей, закрепленных в Стратегии развития торговли на 2011-2020 годы. Она предусматривает, что к 2020 году степень консолидации 5 крупнейших компаний не должна превышать 50%, отсюда и 10-процентный предел. Для того чтобы местные производители могли выйти на рынок, нужны не ограничения, а меры поддержки для мелких поставщиков, полагает вице-президент "Деловой России" Николай Остарков. "Что называется "в лоб" победить сети невозможно, - уверен он. - Ведь у них не просто большие магазины, а выстроенная система логистики, и бессмысленно в нее заталкивать мелких товаропроизводителей, все равно они в этой цепочке не приживутся. Помочь местным производителям, а значит, укротить цены, должны специальные торговые площадки, ярмарки, фермерские магазины и кооперативы, организующие прямую доставку товаров "с грядки".
Впрочем, есть еще варианты. Так, председатель Комитета по экономической политике и собственности регионального парламента Евгений Коротков считает, что нужно установить квоту на обязательную продажу продукции, которая производится на конкретной территории. "Потребитель "ногами" голосует за торговые сети, в которых и уровень обслуживания обычно лучше, и контроль качества более жесткий, - сказал депутат. - Поэтому имеет смысл обеспечить присутствие на их полках местных товаров".