Крылатые гиганты Антонова

24 декабря 1982 года состоялся первый полет самолета-гиганта Ан-124 "Руслан". Он стал вторым после "Антея" летающим супертяжеловесом в линейке ОКБ Антонова. А потом появилась "Мрия".
"Антей"

Ан-22 впервые поднялся в воздух в 1965 году. Старший по возрасту, он самый маленький в семье крылатых гигантов по габаритам и возможностям. Тем не менее это первый в СССР широкофюзеляжный самолет, а двухкилевое оперение сделало его облик запоминающимся.

С названием произошел казус. Имя свое самолет получил в честь великана из греческой мифологии. Антей был сыном богини земли Геи и черпал силы непосредственно из грунта. Тем не менее он был побежден Гераклом, который поднял великана в воздух и держал, пока силы того не иссякли. По-английски Геракл - Hercules. Так называется американский транспортный самолет С-130, поднявшийся в небо в одно время с "Антеем".

Кабина у Ан-22 двухэтажная: внизу сидит штурман, над ним пилоты. На нижней палубе за штурманской кабиной расположены два кубрика экипажа, третий находится позади пилотов. Аварийное покидание самолета происходит через наклонный тоннель.

Герметичный грузовой отсек способен принять 60 тонн, кормовая рампа фиксируется в нескольких положениях, позволяя производить погрузку как с земли, так и с грузовика. Перемещать груз внутри отсека помогают рольганги и четыре электротельфера. Ан-148 способен десантировать войска, в том числе технику и вооружение массой до 22 тонн. В начале 80-х годов три "Антея" были переоборудованы для перевозки на внешней подвеске крупногабаритных деталей Ан-124 и Ан-225.

"Руслан"

Как и вся серьезная советская техника, Ан-124 создавался в первую очередь для нужд армии. С его помощью планировалось доставлять к местам эксплуатации многоосные пусковые установки баллистических ракет - например, "Тополь-М". Любимую ракету возит по лесам 16-колесное изделие Минского завода колесных тягачей длиной более 22 метров и весом 44 тонны. На железнодорожную платформу такой автомобиль не загонишь, своим ходом из Минска он будет идти долго - да и туда, где ему суждено служить, может не оказаться дороги…

В объемистом чреве Ан-124 помимо ракетоносца свободно помещался обычный грузовик, ящики с запчастями и сопровождающие лица. Заинтересовались "Русланом" и воздушно-десантные войска: гигантский самолет способен взять на борт 440 десантников в полном снаряжении или 880 простых солдат.

Для удобства погрузки и выгрузки "Руслан" имеет два люка: подъемный нос и кормовую аппарель. Многостоечное 24-колесное шасси может изменять клиренс и наклон фюзеляжа. Внутри самолет разделен на две палубы. Нижняя - грузовая, на верхней находятся кабина экипажа, кабина сменного экипажа и помещение для сопровождающих, где может лететь 21 человек. Герметичный грузовой отсек оборудован двумя передвижными кранами грузоподъемностью 20 тонн каждый.

Первым полетом "Руслана" в мирных целях стала доставка в 1985 году 152-тонного карьерного самосвала из Владивостока в Мирный. Ан-124 возил части гидротурбин и гигантские насосы, эфиопский обелиск и пилотажный тренажер. В 1992 году он доставил из ОАЭ в Швейцарию 52 тонны золота стоимостью 230 миллионов долларов. Еще через год три "Руслана" привезли в Москву сценическое оборудование для концерта Майкла Джексона.

В 2000 году Ан-124 снялся в фильме "Умри, но не сейчас" о приключениях Джеймса Бонда. Транспортник исполнил роль летающего штаба главного злодея, на его борту произошла финальная схватка. Еще два фильма сняли о самолете-гиганте телеканалы Discovery и National Geographic.

"Мрия"

Ан-225 был построен для космической программы "Буран". Гигантский самолет должен был доставлять компоненты ракет-носителей с заводов на космодром и возвращать советский "челнок" к месту старта в случае его посадки на запасные аэродромы. Кроме того, планировалось сделать "Мрию" первой ступенью системы воздушного старта. Для этого требовался самолет грузоподъемностью не менее 250 тонн.

Использование в качестве основы Ан-124 упростило создание самолета. "Антею" на 15 метров удлинили фюзеляж, повесили два дополнительных двигателя под крылья, усилили шасси и вместо одного киля сделали два. Возить "Буран" предполагалось на фюзеляже и хвостовое оперение пришлось изменить.

Единственный построенный самолет полетел в 1988 году и тут же принялся устанавливать рекорды. "Мрия" является самым большим грузовым самолетом, когда-либо поднимавшимся в воздух. 22 марта 1989 года Ан-225 совершил полет с грузом 156 тонн, побив сразу 110 мировых рекордов, что само по себе является уникальным достижением.

Через пять лет "Мрия" побила собственный рекорд, перевезя 250 тонн спецтехники из Праги в Ташкент с промежуточной посадкой в Самаре. В 2009 году самолет доставил из Франкфурта в Ереван 187-тонный генератор для армянской электростанции. Этот полет попал в Книгу рекордов Гиннесса как перевозка самого тяжелого моногруза. Наконец, в 2010 году Ан-225 перевез самый длинный груз в истории - две лопасти ветряка длиной 42 метра каждая.

"Мрия" тоже снялся в кино, исполнив роль летающего ковчега в фильме-катастрофе "2012".