Так, по мнению заместителя председателя экспертного налогового совета ТПП РФ Дмитрия Фадеева, отдельные статьи законопроекта расходятся с главными тенденциями налогового администрирования, изложенными в "Основных направлениях налоговой политики РФ до 2016 г.": сокращением количества выездных налоговых проверок, развитием аналитической составляющей в контрольной работе налоговых органов и переходом на электронное взаимодействие с юридическими лицами. Формулировка некоторых статей предполагает наличие фискального интереса налоговых органов, осуществляющих проверку банка. Так, в ст. 105.27 зафиксировано, что акт проверки "должен быть составлен", а в нем "должны быть подтверждены факты нарушения". Его следует сформулировать иначе, например, по аналогии со ст. 101.4 НК РФ, где установлено, что акт проверки составляется в случае выявления нарушения.
"ТПП РФ считает нецелесообразным включать осмотр помещений, а также запрос документов у третьих лиц в контроль исполнения банками обязанностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, поскольку эти мероприятия налогового контроля имеют косвенное отношение к предмету проверки, а истребование документов у всех контрагентов банка может повлечь необоснованное увеличение сроков проверки. Также необходимо уточнить понятие "неправомерное несообщение" банком сведений налоговому органу (ст.132.1 НК РФ) и снять противоречие с п. 2 ст. 132 НК РФ, в котором уже предусмотрены штрафные санкции за несвоевременное сообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета", - сообщил "РБГ" Дмитрий Фадеев. Принятие же законопроекта в предложенной редакции, по мнению эксперта ТПП РФ, повлечет для банков существенные негативные последствия финансового, организационного и технологического характера.
"В отличие от налоговой проверки, проверка соблюдения банками обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах, не предполагает проверку правильности исчисления и уплаты налогов. Поэтому такие мероприятия, как осмотр помещений, используемых для извлечения дохода, инвентаризация и т.п. применяться не должны, - считает заместитель директора департамента анализа налогового законодательства Газпромбанка Сергей Разгулин. - Доступ в помещение банка в рамках такой проверки может быть оправдан только противодействием финансового института проведению проверки - непредставлением запрашиваемых документов".
Также, уверен Сергей Разгулин, предусмотренная законопроектом возможность проведения повторной проверки исполнения банком обязанностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, не предусматривающей доначисление налогов, во многом бессмысленна. А наличие таких положений, содержание которых состоит в "проверке ради проверки", приводит к ненужной административной нагрузке и необоснованным расходам федерального бюджета на проведение этих мероприятий.
Еще проект не учитывает, что документы, представленные банком в рамках проверки исполнения обязанностей, могут быть повторно истребованы при проведении налоговых проверок. Поэтому запрет на повторное истребование документов, предусмотренный п. 5 ст. 93 НК РФ, должен быть распространен и на документы, ранее представленные банком в рамках статьи 105.27 Кодекса (в редакции законопроекта). Поэтому надлежит дополнить текст новым пунктом, предусматривающим запрет на повторное истребование документов, ранее представленных банком при проведении в отношении него налоговыми органами любых проверок.
Кроме того, согласно законопроекту в течение календарного года в отношении банка возможно проведение самостоятельных выездных налоговых проверок и проверок исполнения обязанностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах. Поэтому вполне оправдано суммировать обе эти формы налогового контроля при подсчете ограничений на общее количество их проведения в течение календарного года. То есть если в отношении банка в календарном году проводится выездная налоговая проверка, то проверка исполнения банком обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах, в этом же календарном году должна считаться второй проверкой. Аналогичный подход следует применять в отношении исчисления общего количества проверок в отношении филиалов финансовых институтов.
"Учитывая, что законопроект требует принятия целого ряда подзаконных актов, следует продлить срок вступления в силу закона с одного до шести месяцев со дня его официального опубликования, - сообщил "РБГ" Сергей Разгулин. - А принятие указанных предложений, не затрагивая потенциал контрольных мероприятий, значительно повышает гарантии реального обеспечения прав и законных интересов "подконтрольных" участников налоговых отношений".