Банкиры советуют клиентам до Нового года предоставить номера своих мобильных телефонов. Но тут есть другая опасность - приобрести круглосуточную навязчивую рекламу "одобренных кредитов".
Как уже писала "РГ", с Нового года банкиры обязаны возмещать клиентам деньги, если те сообщат, что операция проводилась без их согласия. Отдельно оговаривается, что банк должен уведомлять клиента о совершаемых им операциях. И тогда у того остаются одни сутки, чтобы заявить о неправомерном списании средств. На вопрос, должен ли банк блокировать операции по карте клиента, если тот не предоставил способа связаться с собой, закон, вступающий в силу с 1 января, не отвечает.
Опрошенные "РГ" эксперты говорят, что такая неопределенность вызовет массовую блокировку карт. А за ней последуют судебные иски. "Думаю, в течение трех месяцев по результатам массового рассмотрения исков суд определится, является ли блокировка законной", - рассуждает вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. Безрадостная перспектива получается: суд, три месяца... Впрочем, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян успокаивает.
И уверяет, что блокировка коснется далеко не всех клиентов, и не все банки пойдут на этот шаг. Но и он признает, что такие случаи будут, так как банки хотят обезопасить себя от мошенников. У нас есть своя правда, говорят банкиры. Другого способа заставить нерадивого клиента "пошевелиться" и предоставить свои контакты, кроме блокировки счета, иногда просто нет.
Хотя нерешенным остается вопрос с теми клиентами банков, которые вообще не пользуются мобильными телефонами. Например, люди преклонного возраста, получающие на карточки пенсии. И как раз перед Новым годом на них придут очередные денежные поступления. Их тоже могут заблокировать? Похоже на то. Но могут все-таки не значит - сделать. Однако теоретически такое возможно.
Так или иначе, у других держателей карт выход есть. Сейчас банки пытаются решить вопрос по-хорошему и заранее через банкоматы сообщают клиентам о необходимости предоставить номер телефона. Так что стоит поторопиться, советует Иванов. Тем более, что в новогодние праздники большинство банков работать не будет, и разблокировать счет получится только к середине января. Чтобы полностью обезопасить себя, можно сделать двухнедельный запас наличных денег.
Финансовый омбудсмен Павел Медведев указывает, что новый закон противоречит положениям огромного количества договоров между банками и их клиентами. "Толку от 9 статьи честному клиенту банка не будет никакого.
Банку тоже - один вред. Польза будет только жуликам. И ради того, чтобы выполнить требования этой статьи, нужно провести совершенно безумную работу. Особенно "трогательно", что это делается накануне длительного российского отпуска, когда много кто уезжает из дома, рассчитывая, что сможет везде по карте расплатиться. Окажется, не сможет", - возмущается он, указывая, что в России 70 миллионов держателей банковских карт, и собрать актуальные данные у каждого физически практически невозможно. По словам Медведева, закон нужно будет срочно дорабатывать. Сразу в начале будущего года.
Эксперты также предупреждают, что поделившиеся с банком своим мобильным номером держатели банковских карт столкнутся с новым для себя явлением - регулярной смс-рассылкой. В законе вопрос подобной рекламы не регулируется. Так что многим клиентам банков придется привыкать к ночным сообщениям об "одобренном кредите".
Так называемый законопроект "о спаме" уже почти 4 года находится в Госдуме, напоминает Иванов. Но пока его будущее весьма туманно. Так что клиентам, которым теперь придется делиться с кредитной организацией своими данными, останется пока уповать лишь на совесть банкиров.