Новости

24.12.2013 00:30
Рубрика: В мире

Политика оптимальных решений

Азербайджанские инициативы выходят за рамки дипломатической рутины
Текст: Алексей Власов (гендиректор Центра по изучению постсоветского пространства МГУ (ИАЦ МГУ))
Вот уже два десятилетия Баку успешно придерживается политики реальной многовекторности. В чем секрет? Маневры по разным осям азербайджанской внешней политики призваны синхронизировать две задачи: уравновесить в регионе Южного Кавказа и Каспия балансы позиций внешних игроков и, конечно, защитить собственные национальные интересы.

У Баку свой опыт достижений и неудач, и он претендует на самостоятельный стиль, не похожий на стандартный курс о многовекторности "из учебника". Неклассическая стратегия интегрировать разные механизмы политики и экономики в один внешнеполитический комплекс была задана еще в период Гейдара Алиева. Сегодня она разрослась как крепкий платан с многочисленными ветками, способными дотянутся до всех сфер активности глобального сообщества наций. В этом году Азербайджан отметил 90-летие со дня рождения легендарного политика Гейдара Алиева, которого по праву называют архитектором современного Азербайджана. Его ставка на многовекторную политику была сделана в том числе на основе приобретенного в советский период опыта (среди прочих он занимался вопросами внешней политики СССР в странах Азии и Ближнего Востока) и верного понимания ситуации, в которой оказался постсоветский Азербайджан на старте своего самостоятельного плавания в глобальном мире.

Реализм внешней политики Алиева выражался двумя позициями. Во-первых, он отлично понимал вероятностный характер любых обязательств внешних игроков. Отсюда нет причин класть в одну корзину "все яйца", то есть делать ставку на один центр силы. Во-вторых, он показал, что внешнюю политику страны нельзя рассматривать через субъективные феномены, типа "нравится" или "не нравится" тот или иной геополитический партнер. Потому что главный критерий успеха - процветание нации. В случае с Азербайджаном середины 1990-х, речь шла о выживании.

Интеграция понимается Баку как модернизация, как технологическое обновление, как следование универсальным процедурам

Гейдар Алиев отлично знал, что классическое ведение переговоров не тривиальная задача со многими вводными. Поэтому полагаться на классическую дипломатию трудно, это зачастую приносит мало дивидендов - сказывается пробуксовка бюрократических процедур. Наибольший шанс на успех в переговорах получает та сторона, у которой более сильная экономика, более стабильное политическое положение. Сегодня, достижение желаемого результата зависит не только от объективных факторов, но и в не малой степени, от ряда неизмеримых явлений. Например, страх перед глобальными вызовами порождает разбалансировку реакции. Нежелание ввязываться в какой-либо конфликт соседствует с бездумной военной активностью. На дипломатию влияют и внутренние проблемы, к примеру, надежды общественных групп Азербайджана ставят в центр угла карабахский процесс.

В октябре 2013 года Ильхам Алиев вступил на вахту третьего президентского срока. Высокий уровень доверия граждан к президенту в немалой степени имеет и внешнеполитическое измерение. Азербайджанцы довольны политикой официального Баку, без излишней поспешности оценивающего каждый свой шаг с точки зрения возможных негативных последствий. Кроме того, поддержка населением курса Ильхама Алиева стала следствием высокой моральной оценки его политики. В частности, поддержка президентом азербайджанских граждан, оказавшихся за рубежом в тяжелых жизненных ситуациях, переводит абстрактную государственную деятельность на язык понятных патриотических принципов.

Азербайджанская идеология международной политики проявляется в заявленных Баку интересах, декларируемых ценностях, в практическом следовании общепризнанным нормам. Баку стойко придерживается трех постулатов: линии на поддержание стабильности мировой системы; принципиального укрепления региональной безопасности; стратегии партнерской модернизации с другими участниками международных отношений.

Сделаем небольшой экскурс. Во время двух сроков председательства в Совбезе ООН - в мае 2012-го и октябре 2013 года - Азербайджан сосредоточился на ключевых задачах, стоящих перед глобальным миром. В мае 2012 года Азербайджан созвал специальную сессию Совбеза ООН, чтобы обсудить вопрос укрепления международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. Выступая на заседании, Ильхам Алиев обратил внимание на необходимость укрепления сотрудничества между членами ООН и повышение потенциала соответствующих структур, занимающихся этой проблемой. Баку исходит из того, что устойчивое развитие возможно только путем комплексной политической и гуманитарной деятельности плюс к тому необходим рост межкультурных связей. Партнерство с Россией как раз один из примеров удачного продвижения этой стратегии в жизнь.

В октябре 2013 года Азербайджан инициировал проведение специального заседания по вопросу укрепления сотрудничества между Советом Безопасности ООН и Организацией исламского сотрудничества (ОИС). Поскольку большинство из вопросов, включенных в повестку дня Совбеза ООН относилось к ОИС, второй по величине после Объединенных Наций межправительственной организации, представляющей все мусульманские государства, Баку исходил из принципиальной важности, чтобы эти две структуры укрепляли сотрудничество и партнерство в решении общих проблем. Баку предлагает свою диалоговую площадку - исламскую по традициям, и по-европейски комплиментарную к различным социально-политическим практикам, поэтому понятную и равно ценимую как на Востоке, так и на Западе. Вообще межкультурный диалог является сферой, где Азербайджан имеет все возможности не просто взять на себя инициативу, но и получить преимущества. 2013 год показал, что Азербайджан превратился в привычное место встречи представителей разных культур и вероисповеданий для обмена мнениями.

Еще одна сфера, на которой сосредоточился Азербайджан, это проблемы, стоящие перед Африкой и странами "третьего мира". Здесь Азербайджан пробует свои силы в рамках стратегии глобального развития Всемирного Банка. Благодаря Фонду Гейдара Алиева в повестку азербайджанской дипломатии вошли вопросы качества здравоохранения, экологии, образования на общемировом уровне. Инициативы фонда получили известность практически на всех континентах. Успешное членство Азербайджана в Совбезе ООН продемонстрировало приобретение азербайджанской дипломатией достаточно большого веса.

Понятие "интерес" в английском часто обозначается словом "power" - сила, власть. Во всяком случае, так мы встречаем у политолога Ганса Моргентау, основателя школы политического реализма. Азербайджан - страна с неклассическим представлением о потенциале. Государство, не привыкшее полагаться на жесткую силу, хотя данный компонент и получил за последние годы серьезный импульс. Не имея механизмов сверхдержавы, Баку нашел им равноценную замену - комплексное повышение конкурентоспособности по всем флангам. Практическая, можно сказать, ежедневная конкуренция между государствами мира разворачивается в экономической и технологической сферах, в области взаимного восприятия. Имидж страны, открытой к диалогу, ко всем традициям и культурам, стал коньком дипломатии Баку.

Благодаря Фонду Гейдара Алиева в повестку азербайджанской дипломатии вошли вопросы качества здравоохранения, экологии, образования на общемировом уровне

Азербайджанский вариант "умной силы" (smart-power), состоящий из разных компонентов влияния, превратился в хороший внешнеполитический капитал.

Способность привлекать к себе внимание по позитивному поводу, показывать себя лучшим образом, - это умение бороться за "умы и сердца". Сейчас это становится главным критерием успеха. Блестяще проведенный конкурс "Евровидения" в прошлом году - экзамен как раз из этой серии. Баку преобразился, а люди почувствовали приобщение к глобальной семье не из абстрактных статьей аналитиков об успехах страны, а в своей конкретной повседневной жизни...

Азербайджан не делает выбора между Россией и "другими" - то есть Европой, Китаем, Америкой. Интеграция понимается Баку как глобальная модернизация, как технологическое обновление, как следование универсальным с точки зрения прогресса социально-политическим процедурам, и в плане экономики, и в системе государство - общество внутри страны. Наверное, никто не станет оспаривать, что развитие своей страны дает больше ощущения принадлежности к развитому миру, чем членство в каком-либо союзе или элитном клубе.

Баку активно развивает азиатско-тихоокеанское направление своей политики. Пусть это не смущает, но сотрудничество с ведущими экономиками дальнего для Кавказа региона - Южной Кореей, Китаем, Японией, - взаимоукрепляет и позиции Баку в этом регионе, и, конечно, позиции данных государств в крупнейшей экономике Южного Кавказа. Азиатский вектор выглядит весьма перспективным в том числе и из-за отсутствия вокруг него раздражения и предубеждений, которые возникают в дискуссиях о евроинтеграции и членстве в евразийских организациях. В 2014 году можно прогнозировать определенный всплеск азиатской политики Баку.

Таким образом, по итогам 2013 года мы видим равновесное развитие как условно "северной" оси азербайджанской внешней политики - Россия - Беларусь - страны бывшего СССР, так и "западной" оси - Грузия - Турция - ЕС.

В мире экс-СССР Азербайджан