"В большинстве сегментов ИТ-отрасли организации с численностью работников 30 и более человек относятся к среднему или даже крупному бизнесу. Это вполне объяснимо, ведь владелец ИТ-бизнеса вынужден затрачивать значительные средства на персонал. Малый бизнес не выдерживает такой конкуренции и лишен возможности активно развиваться, особенно в регионах России. Законопроект представляет собой положительную инициативу для такого развития, в особенности для развития так называемых стартапов, набирающих небывалую популярность в сфере информационных технологий", - пояснила руководитель компании "Центр правового обслуживания" Анна Коняева.
Что же касается решения исключить из "профильных" доходов доходы в виде курсовой разницы, то это также объясняется спецификой деятельности ИТ-компаний. "Многие компании владеют правами на высокотехнологичные результаты интеллектуальной деятельности, которые приносят в процессе своей реализации доходы в том числе в иностранной валюте", - пояснила Анна Коняева.
Однако другие эксперты сомневаются в эффективности этих изменений. "Меры будут малопопулярны. Те ИT-компании, которые знают об имеющихся льготах, опасаются ими пользоваться, потому что это привлекает особое внимание налоговых органов и может повлечь проверки и необоснованные санкции. Эти опасения весьма обоснованны. Небольшие ИT-компании, как правило, не готовы нести риски судебного оспаривания необоснованных решений налоговых органов", - говорит партнер адвокатского бюро "Юрлов и партнеры" Роман Алымов. По его словам, в последнее время действия налоговых органов становятся все более жесткими. Поэтому даже расширение круга организаций, которые могут применять льготы, не придаст этим мерам государственной поддержки особой популярности.
Многие ИT-компании вообще не знают о льготах по страховым взносам. Из-за дополнительных налоговых рисков, необходимости выполнения дополнительных бюрократических процедур и более сложных учетных операций воспользоваться льготами могут позволить себе только уже состоявшиеся и успешные компании, готовые к соответствующим издержкам и судебным спорам. Для многих компаний такие меры окажутся совершенно неэффективны. Например, для тех, которые вместо найма штатных работников привлекают фрилансеров - индивидуальных предпринимателей - тогда страховые взносы платить вообще не требуется", - рассказал Роман Алымов.
Елена Корнетова, заместитель руководителя управления налогового и правового консалтинга, «ФинЭкспертиза»:
- Принятие законопроекта будет способствовать достижению цели государственной программы по созданию благоприятного предпринимательского климата, в частности, улучшению условий ведения бизнеса в области информационных технологий в России и увеличению численности работников, занятых на микро- и малых предприятиях.
Необходимость снижения порога средней численности обуславливается тем, что именно микропредприятия в области информационных технологий вносят больший вклад в развитие инновационной экономики. В большинстве сегментов отрасли информационных технологий организации с численностью работников от 30 человек, как правило, относятся к среднему или крупному бизнесу. При этом в поддержке в виде снижения объема социальных отчислений, прежде всего, нуждаются именно малые предприятия, в том числе, вновь созданные. Поэтому как раз для них такая поддержка будет наиболее эффективной.
Если говорить о критерии профильных доходов, то сейчас доля "профильных" доходов IT-компаний исчисляется, исходя из всех доходов, включая внереализационные, в результате чего при наличии требований и обязательств в иностранной валюте в долю "непрофильных" доходов могут попадать существенные доходы в виде курсовой разницы, особенно когда волатильность валютных курсов высока. То есть, учитывая, что этот процесс находится вне зоны контроля предприятий, он оказывает значительное влияние на применение ими налоговых преференций, и в итоге заявленная государством адресная поддержка может просто «не сработать». Эти обстоятельства создают неоправданные риски утраты права на применение пониженных тарифов и сдерживают экспорт продукции информационных технологий.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, в результате принятия законопроекта в течение трёх ближайших лет будет создано не менее 25 тыс. новых рабочих мест, что будет способствовать реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".
По оценке Минэкономразвития России, прирост валового внутреннего продукта в случае принятия законопроекта превысит накопленные выпадающие доходы к 2017 году.
Что же касается предоставления аналогичных льгот для инжиниринговых компаний, то следует признать их очевидную целесообразность. В настоящее время льготы по страховым взносам получают лишь инжиниринговые компании с численностью сотрудников не менее 100 человек. То есть, льготы доступны только крупным компаниям, и малые предприятия вновь лишены государственной поддержки. Между тем, согласно статистическим данным на российском рынке, доля малых и средних инжиниринговых компаний превышает 50% от их общего числа. Между тем, инжиниринговые компании наравне с IT-предприятиями относятся к передовым отраслям, без развития и поддержки которых будущее российской экономии нельзя считать оптимистичным.