Уходящий год стал успешным для Сахалинской области

Для единственного российского островного региона завершающийся год оказался результативным - считают областные власти. И это действительно так. По многим социально-экономическим показателям Сахалинская область удерживает лидерство среди субъектов РФ. Более подробно о том, что было сделано для островитян, а также планах на будущее "РГ" рассказал губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин.

В конце декабря принято подводить итоги. Какие главные моменты в жизни региона вы могли бы выделить?

Александр Хорошавин: Год в целом был непростым и достаточно напряженным. Есть определенные успехи и в то же время у нас еще много вопросов, требующих решений. Что касается позитивных моментов. Согласно оценке Министерства регионального развития Российской Федерации, Сахалинская область - один из лидеров среди регионов по ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах. В том числе и в бюджетной системе. Есть приток инвестиций, развивается малый и средний бизнес. Что касается среднедушевых доходов людей и размера заработной платы, то Сахалинская область превосходит среднероссийские показатели. По уровню зарегистрированной безработицы и инфляции цифры у нас лучше, чем в целом по стране. Сегодня средняя зарплата по региону составляет в среднем 49 тыс. рублей, по сравнению с прошлым годом она выросла более чем на 10%.

Уходящий 2013 год был результативным по ряду важных для нас моментов. Так, этой осенью мы запустили несколько крупных проектов, которые принесут большую отдачу для области и ее жителей. Это - пуск 4-го энергоблока Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 и начало подачи газа с Киринского газоконденсатного месторождения проекта "Сахалин-3". А также создание новой региональной авиакомпании "Аврора" на базе "Сахалинских авиатрасс" и "ВладивостокАвиа", презентация которой состоялась в ноябре в Москве; запуск нового современного рыбоперерабатывающего завода в п. Озерский. Также мы серьезно продвинулись вперед по пути реализации проекта строительства на Сахалине нового завода СПГ. В целом с точки зрения макроэкономики социально-экономическая ситуация в Сахалинской области стабильная на протяжении уже длительного времени. Но мы не обольщаемся этим и активно занимаемся решением повседневных проблем сахалинцев и курильчан, работаем над повышением качества жизни людей, улучшением демографической ситуации на островах в целом.

На фоне многих субъектов РФ, вынужденных скорректировать бюджетные планы и программы развития, на Сахалине и Курильских островах во многом благодаря возросшим финансовым возможностям региона в течение года активно реализовывались социальные и инфраструктурные проекты. Как вы можете охарактеризовать бюджет на следующую трехлетку?

Александр Хорошавин: Понятно, что для каждого конкретного человека то или иное событие актуально по-своему. Но даже в этом случае есть вещи общего порядка, значимость которых ни у кого не вызывает сомнения. К ним я отношу принятие областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов, объем которого в трехлетнем измерении превышает 300 млрд рублей. Его главная особенность заключается в том, что 97% бюджета сформировано программно-целевым методом и распределяется на реализацию 23 региональных государственных программ. Половина из них направлена на повышение качества жизни людей. И в этом смысле деятельность каждого органа региональной и муниципальной власти будет оцениваться в соответствии с достигнутыми целевыми показателями и качеством социальных услуг.

Какие приоритеты положены в основу работы региональных властей на 2014 год?

Александр Хорошавин: Не секрет, что наряду с подведением итогов как на федеральном, так и на региональном уровнях ведется планирование работы на следующий год. Здесь ключевым приоритетом в деятельности областных властей есть и будет реализация майских указов президента России, исполнение других поручений Владимира Путина, а также переход на программно-целевой принцип в работе органов исполнительной власти. Применительно к указам главы государства, я хотел бы выделить такое направление, как повышение заработной платы различным категориям работников бюджетной сферы - врачам, педагогам, работникам культуры и другим. По этому году мы полностью выполнили все взятые обязательства, в ряде случаев - идем с серьезным опережением как по срокам, так и по темпам повышения. Относительно финансирования этой важнейшей задачи в целом, на период до 2018 года, то этот вопрос полностью решен, деньги в региональном бюджете на эти цели есть. Второй важный момент указов - реализация мероприятий, направленных на обеспечение доступности дошкольного образования. За 2013-2015 годы мы введем в эксплуатацию 23 новых детских сада на 3910 мест. К концу 2014 года задача по ликвидации дефицита мест в детских садах для детей в возрасте 3-7 лет будет решена.

Следующая задача - ликвидация аварийного жилья. Мы должны построить 300 тыс. кв. м нового комфортного и сейсмобезопасного жилья до конца 2015 года. Уже в текущем году мы строим 100 тыс. "квадратов" для переселения граждан. Это - третья часть от общей потребности. В целом мы эту задачу решим в обозначенный президентом России срок.

Мы подготовили предложения по строительству транспортного перехода материк - Сахалин, энергомоста материк - Сахалин - Япония, по продлению ФЦП по социально-экономическому развитию Курильских островов и улучшению их транспортной доступности.

Как выстраиваются взаимоотношения между регионом и федеральным центром?

Александр Хорошавин: В основном позитивно и в конструктивном ключе. Напомню, в июле 2013 года в Южно-Сахалинске прошло совещание под председательством Владимира Путина. Оно было посвящено перспективам социально-экономического развития Сахалинской области. Перед нами стоят задачи, связанные с преодоления сырьевой направленности островной экономики, снятием существующих инфраструктурных ограничений, переходом на выпуск продукции с большой добавленной стоимостью. Речь идет о реализации новой промышленной политики, основывающейся на внедрении современных технологий, значительном повышении производительности труда, модернизации производства, высокой инвестиционной активности субъектов рынка, относящихся как к государственному, так и к негосударственному секторам. Практическая реализация разработанных областным правительством планов позволит Сахалину и Курилам к 2025 году снизить долю добычи полезных ископаемых в структуре валового регионального продукта до 40 процентов. По словам главы государства, за последние годы Сахалинская область стала признанной площадкой для реализации крупных, знаковых проектов, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе. Президент отметил наш приличный потенциал в обрабатывающих отраслях, в агропромышленном комплексе, прежде всего в рыбном хозяйстве, а также в ряде других сфер деятельности. И заявил о необходимости его реализации, пообещав помощь в решении проблемных для области вопросов.

В поддержке каких конкретных начинаний заинтересована Сахалинская область?

Александр Хорошавин: Прежде всего речь идет об увеличении добычи полезных ископаемых, организации максимальной переработки ресурсов и выпуске продукции с высокой добавленной стоимостью с целью расширения доли присутствия на внешних рынках сбыта. Также необходима работа по минимизации инфраструктурных издержек и поддержке перспективных отраслей сахалинской экономики (рыбной и аквакультуры, лесной и ряда других). Их развитие позволит обеспечить комфортные условия проживания и максимальную занятость жителей островного региона. Безусловно, для нас очень важна поддержка в решении вопросов, связанных с продлением действия ФЦП социально-экономического развития Курильских островов после 2015 года, а также с реализацией ФЦП по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона.

На заседании правительственной комиссии в Комсомольске-на-Амуре одним из векторов развития была обозначена интеграция макрорегиона со странами АТР. Как это направление реализуется в Сахалинской области?

Александр Хорошавин: Отмечу, что доля стран АТР во внешнеторговом обороте Сахалинской области составляет около 96 процентов. При этом за последние пять лет объем внешней торговли вырос в два раза. Основу взаимовыгодного сотрудничества определяют экспортные поставки сырьевого характера, импорт техники, оборудования, материалов.

Отдельно остановлюсь на наших взаимоотношениях с Японией. В 2013 году мы отметили 15-летие со дня подписания Соглашения о дружбе и экономическом сотрудничестве между Сахалинской областью и японской префектурой Хоккайдо. В апреле наш регион провел масштабную презентацию своих проектов в столице Японии - Токио. Позднее визит в Сахалинскую область совершила представительная делегация префектуры во главе с губернатором Хоккайдо госпожой Такахаси. По его итогам был подписан новый пятилетний План сотрудничества в экономической и гуманитарной сферах. Уверен, что этот документ позволит еще больше укрепить наше взаимодействие на межрегиональном уровне.