Новости

24.12.2013 00:40
Рубрика: Экономика

Зона обретает очертания

В законодательстве пропишут критерии отнесения государств к офшорам
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предложил прописать в законодательстве РФ понятие "офшорная зона" и критерии отнесения государств к офшорам. Эта инициатива стоит первым пунктом в рекомендациях по итогам парламентских слушаний по деофшоризации российской экономики.

"В настоящий момент действует утвержденный приказом минфина исключительный перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающий раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Введения понятия "офшорная зона" и определение критериев, по которым следует относить государства к офшорным зонам, позволят более детально прописать порядок их использования как инструмента международного инвестирования и исключить возможность использования таких зон для теневых финансовых операций", - полагает Юрий Ефремов, адвокат юридической компании "Хренов и партнеры".

"Офшорные зоны являются важной составляющей и инструментом для налогового планирования. Для пресечения оттока денежных средств в иностранные компании действительно было необходимо задуматься о приведении в соответствие налогового законодательства. В связи с масштабностью темы считаю, что это должны быть не только поправки в НК, а новый ФЗ, которым можно детально прописать всю структуру: понятие, определения, единый перечень офшорных зон, перечень областей, куда инвестиции допустимы, налоговое резидентство компаний и т.д.", - считает адвокат коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Оксана Туманова.

Также для решения проблемы деофшоризации предложено внести изменения в законодательство о налогах и сборах, установив механизм налогообложения в РФ доходов контролируемых иностранных компаний, начать работу по заключению межправительственных соглашений об обмене информацией между налоговыми органами России и офшорных государств. Сенаторы предлагают создать механизмы раскрытия для налоговых и таможенных органов информации о российских бенефициарных владельцах компаний, зарегистрированных в офшорных зонах, и не оказывать господдержку российским организациям, использующим схемы агрессивной минимизации налогообложения.

Сегодня большая часть крупных и мелких российских предприятий использует офшоры в своей деятельности. Например, только на Кипре зарегистрировано более 170 тысяч российских компаний

Все предложения сенаторов идут в русле Послания президента верхней палате парламента, что подтверждает и председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин: "Президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию поставил задачу добиваться прозрачности офшоров. Еще в ноябре мы собрали представителей различных органов государственной власти, чтобы разработать рекомендации по деофшоризации экономики России. Уверен, что благодаря вниманию этой теме на самом высоком государственном уровне наши предложения будут реализованы в сжатые сроки", - заявил он на заседании.

Также сенаторы предлагают снизить значения финансовых показателей организации, при достижении которых проводится обязательный аудит ее бухгалтерской отчетности в соответствии с Законом "Об аудиторской деятельности", обязать хозяйствующие субъекты при проведении аудита раскрывать цепочку собственников вплоть до конечного бенефициара и выявлять аффилированные компании. Кроме того, ужесточить административную и уголовную ответственность за незаконный вывоз капитала под видом неоплаченной покупателями-нерезидентами продукции, непогашенных импортных авансов, непогашенных заемщиками-нерезидентами кредитов, уплаты завышенных процентов по иностранным кредитам, а также за просрочку зачисления и неполное зачисление валютной выручки на банковские счета при внешнеторговой деятельности. Отдельно предложено координировать антиофшорную политику со странами ТС, принимать активное участие в работе международных организаций, занимающихся вопросами антиофшорного регулирования. Отдельные поручения даны Счетной палате (проверить эффективность двусторонних международных договоров об избежании двойного налогообложения в целях исключения возможностей их использования российскими организациями для уменьшения своих налоговых обязательств, а также их соответствие международным требованиям), МВД, Следственному комитету и ФНС (подготовить предложения о включении в статью 199 УК РФ перечня видов уклонения от уплаты налогов и сборов с организации), Комитету СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества (изучить последствия распространения понятия "злоупотребление правом" на сделки, совершенные с целью применения трансфертного ценообразования с участием офшорных компаний и фирм-однодневок).

"Уже на протяжении нескольких лет мы наблюдаем ужесточение борьбы с уклонением от налогообложения с использованием зарубежных структур. В текущем году эта тема вообще не сходит с первых полос в новостях. Наряду с введением понятия налогового резидента для юридического лица также предлагается ввести в Налоговый кодекс РФ понятие бенефициарного собственника доходов, правил контролируемых иностранных компаний, - говорит партнер, руководитель налоговой практики Линии права Сергей Калинин. - В целом же это вполне укладывается в общемировой тренд борьбы с использованием мультинациональными компаниями агрессивного налогового планирования. В этом году ОЭСР был принят пошаговый план борьбы с размыванием налоговой базы и перемещением прибыли (Base erosion profit shifting), который предусматривает выработку конкретных мер противодействия использованию методов агрессивного налогового планирования, следствием которого являет двойное неналогообложение. Предполагаю, что многое из того, что будет предложено специалистами ОЭСР, может быть заимствовано и российским законодателем".

Экономика Финансы Валютный рынок Экономика Бизнес Малый бизнес Законодательная власть Совет Федерации
Добавьте RG.RU 
в избранные источники