24.12.2013 10:44
    Поделиться

    Белгородским гостевым усадьбам определят статус

    Еще три года назад в Белгороде и области остро ощущалась нехватка гостиниц. Теперь же, несмотря на то, что крупных объектов гостиничного бизнеса здесь так и не построили, рынок гостиничных услуг в Белгороде ожил. В самом областном центре и в регионе постепенно появляются небольшие отели и так называемые гостевые дома. Последние - это, как правило, сельские усадьбы, рассчитанные на любителей эко-туризма. Однако о высоком качестве и тех, и других услуг пока говорить сложно.

    Выбрать гостиницу в Белгороде не составляет труда. Почти каждая - даже самая маленькая - имеет свой сайт с информацией об услугах и фото номеров. А вот традиционные "звезды" есть не у всех. Все дело в том, что сертификация гостиниц в настоящее время - дело добровольное. И не всякий владелец такого бизнеса в начале его развития спешит сразу же потратить деньги на это мероприятие. Как правило, "звезды" появляются тогда, когда отель уже начал приносить стабильную прибыль, а его хозяин хочет придать своей гостинице статус и тем самым еще раз укрепить репутацию на рынке.

    Зачастую гостиницы продают даже не свои услуги, а то настроение, которое стараются создать интерьером, стилем обслуживания, да и попросту окружением. Так все отели ищут свою нишу на рынке. К примеру, есть те, где белгородцы любят устраивать корпоративы, приглашая партнеров из других регионов: популярный в городе ресторан и гостиница располагаются в одном здании. Часть отелей расположена в самом центре города и, как правило, принимает участников деловых мероприятий, а туристов, приехавших отдохнуть, - реже, еще часть делает рекламный акцент на загородном расположении: клиенту гарантированы тишина и покой после рабочего дня.

    Цены тоже варьируются, но не сильно. Так, есть гостиницы, где можно остановиться и за 1700 рублей в сутки - такова средняя стоимость одноместного номера. Только расположены такие отели далеко от центра, да и найти их впервые приехавшим в Белгород гостям достаточно сложно. Большинство гостиниц предлагают своим клиентам отдых за 2,5 или четыре тысячи рублей за сутки. А вот цены номеров люкс могут быть разными, и здесь тоже многое зависит не столько от комфортности и площади апартаментов, сколько от стиля интерьеров и так называемой "атмосферы" в них. Есть гостиницы, где клиенты большую часть средств платят не за вкусный завтрак, охраняемую парковку или быстрый wi-fi, а за возможность "почувствовать атмосферу Парижа" в номере, где мебель, светильники и все остальное выполнено на заказ.

    - Все правильно. Рынок развивается и предлагает потребителям разные услуги, - председатель Белгородской торгово-промышленной палаты Валерий Скруг, несколько лет назад отмечавший нехватку гостиниц в Белгороде и области, теперь называет тенденцию к росту числа мини-отелей благоприятной. - Безусловно, кто-то хочет жить в комфортабельной гостинице и задорого, а кто-то по такой же цене - в маленькой, но уютной. Есть и клиенты, которым попросту нужна дешевая гостиница без дополнительных услуг, которые предлагают четырех- и пятизвездочные отели. Именно поэтому на рынке должны быть и "эконом" варианты, и "бизнес", и, конечно, "люкс".

    Наряду с мини-гостиницами и большими отелями свои услуги предлагают усадебные дома - неотъемлемая составляющая сельского туризма. Отелями их назвать нельзя, потому что главная цель их работы - не сдать комнату в аренду на некоторое время, а сделать так, чтобы человек хотя бы на день почувствовал себя сельским жителем.

    Владельцам сельских усадеб приходится регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, а то и вовсе работать вне правового поля

    Член экспертного совета по законодательству в сфере туризма одного из профильных комитетов Государственной Думы РФ, начальник отдела по развитию сельского туризма Белгородского фонда поддержки малого и среднего бизнеса Владимир Андрианов отмечает, что именно поэтому пока говорить о гостевых домах как о части гостиничного рынка сложно.

    - К тому же правовой статус таких гостевых домов, да и сельских усадеб в целом не определен, - поясняет он. - В настоящее время мы как раз и занимаемся тем, чтобы восполнить эти пробелы в законодательстве.

    По словам эксперта, сейчас владельцам сельских усадеб приходится регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, а то и вовсе работать вне правового поля.

    - Все дело в том, что прибыль от гостевых домов невелика, а хозяевам их приходится платить большие суммы отчислений в соцфонды. Поэтому не удивительно, если кто-то из них не афиширует, что сдает комнаты, - добавляет Владимир Андрианов. - Однако сказать о том, что усадьбы становятся все более востребоваными, можно с уверенностью. Возможно, они не могут пока конкурировать с гостиницами, но часть потребителей уже стабильно выбирает именно их.

    Андрианов отмечает, что, как правило, популярными для туристов, в том числе и тех, кто приезжает в Белгород по делам, остаются гостевые дома, расположенные в пригородах областного центра.

    - Есть те, что уже наработали свою клиентуру, - говорит он. - К примеру, недалеко от Белгорода есть усадьба, где построены несколько бань, бассейн с теплой водой, а ее хозяева предлагают клиентам свое угощение. Это нравится туристам. И хотя большинство из них приезжают сюда отдыхать, есть и те, кто после суетного рабочего дня в городе рад оказаться в тишине и покое этого дома. К тому же, радует цена - 600-700 рублей в сутки. Гостиницы же берут в разы больше. Повторюсь, что сельские усадьбы нельзя назвать конкурентами гостиниц, но дополнением к ним - можно.

    Владимир Андрианов уверен, что популярность сельских гостевых домов будет расти. Одной из предпосылок такой тенденции является сложная ситуация на мировом рынке туристических услуг.

    - Волнения в Египте, проблемы в Турции, Таиланде, в целом нестабильная политическая ситуация за рубежом заставляет россиян оглянуться вокруг и воспользоваться внутренними ресурсами для отдыха, - уверен он.

    Эксперты сходятся во мнении, что развитие сельского туризма идет на пользу региону.

    - Это улучшает инвестиционную привлекательность города и области, - считает Валерий Скруг. - Когда оценивают инвестиционный рейтинг того или иного региона, то эксперты обращают внимание сразу на несколько факторов. К примеру, на наличие международного аэропорта, количество рейсов и их направления, на состояние дорог, и в том числе на количество гостиничных номеров на тысячу жителей региона. Поэтому чем больше будет комфортабельных гостиниц, тем лучше.

    При этом в Белгороде - в отличие, например, от Воронежа - до сих пор не начал работать ни один отель всемирно известных сетей.

    - Хотелось бы, конечно, чтобы у нас работали гостиницы таких известных брендов, как "Марриот Интернэшнл" или "ИнтерКонтинеталь", но мы должны понимать, что помимо мнения потребителя есть еще и точка зрения владельцев гостиниц, - отвечает на это Валерий Скруг. - Бизнес должен приносить прибыль. И в зависимости от того, сколько предприниматель имеет средств - своих или кредитных, он принимает решение о строительстве отеля. И как бы там ни было, даже небольшие гостиницы, предлагая качественные услуги, смогут создать приятное впечатление о нашей области.

    Поделиться