КС РФ определил порядок выделения квартир больным туберкулезом

Конституционный суд РФ провозгласил постановление по делу о предоставлении отдельного жилья больным заразными формами туберкулеза. По мнению высшего юридического органа страны, финансирование этих обязательств должен взять на себя федеральный бюджет.

Дело о проверке конституционности статей 4 и 5 и пункта 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" было инициировано администрациями Волгоградской и Сахалинской областей. Его рассмотрение стало одним из самых стремительных в истории Конституционного суда РФ и было завершено в течение пяти дней. На прошлой неделе, в четверг, 19 декабря, судьи заслушали материалы дела и мнения представителей органов власти, принявших и подписавших оспариваемый законодательный акт, а уже во вторник, 24 декабря, провозгласили свое решение.

Проблема, в которой пришлось разбираться на самом высоком правовом уровне, связана с пробелом в законодательстве. Закон о профилактике туберкулеза устанавливает право больных активными формами на внеочередное получение отдельного жилья, если они проживают в условиях, не обеспечивающих изоляции. В течение года отдельная квартира должна быть предоставлена в случаях, если "проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза".

Однако в законе нет указания, кто и как должен финансировать такое экстренное предоставление жилья. По мнению заявителей, сложившееся положение противоречит Конституции РФ как нарушающее принцип равенства перед законом и судом.

- Граждане должны знать, куда они могут обратиться для получения мер социальной поддержки, какой бюджет должен финансировать их получение, - пояснил данную позицию представитель правительства Волгоградской области Виктор Черячукин.

По его словам, только в их регионе выявлено уже более 50 человек, которые имеют право на внеочередное получение жилья в связи с открытой формой туберкулеза. Цена вопроса - 60-70 миллионов рублей, но бюджет Волгоградской области сформирован с предельным дефицитом, и средств на выполнение дополнительных социальных обязательств найти в нем невозможно. Поддержкой федеральных органов власти заручиться тоже не удалось: министерство финансов отказало даже в частичном софинансировании, а министерство регионального развития вообще не ответило на обращение.

Теперь указанным адресатам предстоит пересмотреть свои решения Согласно постановлению КС РФ, оспариваемое полномочие относится к сфере совместного ведения федеральных и региональных властей, в силу чего ответственность за состояние дел несут обе стороны. По смыслу действующего законодательства, если закон о разграничении полномочий не возлагает финансирование обязательства на региональные власти, то оно должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Прямая речь

Александр Кокотов, судья Конституционного суда РФ

Конституционный суд РФ признал данное положение не соответствующим Конституции РФ ввиду ее существенной неопределенности. Закрепляя право граждан на предоставление им вне очереди жилых помещений, данная норма не называет четко те органы публичной власти, которые обязаны обеспечивать осуществление этого права граждан, и не указывает на источник финансировании. Эта неопределенность должна быть снята федеральным законодателем.

В соответствии с ФЗ о Конституционном суде правительство РФ обязано в течение шести месяцев внести в Государственную Думу проект соответствующего федерального закона. До того, как РФ каким-то иным образом не решила вопрос о принадлежности данного полномочия, оно является федеральным и расходным обязательством РФ, это в решении КС сформулировано четко и однозначно. Впрочем, РФ вправе передать это полномочие субъектам. На мой взгляд, оптимальной могла бы быть следующая схема: федеральное финансирование и осуществление полномочий на уровне субъекта РФ.

Важно обратить внимание еще и на то, что действующее законодательство об общих принципах организации законодательной и исполнительной власти в РФ предусматривает возможность для Российской Федерации определенные полномочия, в том числе и то, о котором мы говорим, предавать в ведение субъектов, с осуществлением этих полномочий за счет субвенций федерального бюджета. Законодательство также предусматривает возможность для субъектов добровольно за счет собственных средств осуществлять данные полномочия. Впрочем, это могут делать и органы местного самоуправления.