Поправки коснутся сроков выдачи исполнительного листа, установления надзорного органа, который будет контролировать деятельность третейских судов, а также введения порядка ликвидации третейских судов. "В Европе все иски и споры разрешаются в коммерческих арбитражах, - поясняет Алексей Кравцов. - Государственный суд занимается только административными, публичными или корпоративными спорами. Оглядываясь на европейский опыт, российский бизнес готов применять упрощенное третейское судопроизводство. Однако несовершенство отечественного законодательства и наличие так называемых "карманных" третейских судов останавливает предпринимателя включать в свои договора третейскую оговорку".
Отсутствие четкой системы в регулировании деятельности третейских судов, по мнению экспертов, существенно тормозит развитие этого вида судопроизводства. Одним из таких камней преткновения являются сроки выдачи исполнительных листов. Как известно, решение третейского суда выдается сторонам уже через несколько дней после подачи иска. Но на это решение необходимо получить исполнительный лист. Государственный арбитраж проверяет соблюдение процессуальных требований, законность вынесенного решения. И на это может потребоваться много времени, зачастую гораздо больше, чем предусмотрено законом. Третейские суды пытаются наладить отношения с государственными, найти компромисс, в том числе в вопросе о сроках рассмотрения заявлений на выдачу исполнительных листов.
Но в законодательстве о третейских судах есть пробел. Арбитражный процессуальный кодекс устанавливает трехмесячный срок на выдачу исполнительного листа, Гражданский процессуальный кодекс отводит на эту процедуру 30 дней. Проще говоря, исполнительные листы на решения третейского суда по заявлениям юридических лиц должны выдаваться в течение трех месяцев, по заявлениям физических лиц - в течение месяца. При этом Закон "О третейских судах в РФ" устанавливает единый срок выдачи листов на любые решения третейских судов - один месяц.
По словам представителей бизнес-сообщества, выигравшая сторона чаще всего ждет исполнения решения несколько месяцев. "Наша компания ждала выдачу исполнительного листа 6 месяцев, - вспоминает руководитель изыскания НПК "Катрен" Николай Степанов. - За это время другая сторона прекратила свою деятельность, и те денежные средства, которые должны были быть взысканы с компании в нашу пользу, попросту стало не с кого взять. Мы понесли существенные финансовые потери. Если бы срок выдачи исполнительного листа не затянулся так надолго, таких плачевных последствий удалось бы избежать".
Введение порядка ликвидации третейских судов помогло бы в борьбе с "карманными" судами, создаваемыми при компаниях, или выносящими решения в соответствии с интересами своих учредителей. Представители бизнеса говорят, что соответствующая законодательная поправка существенно повысила бы имидж коммерческого арбитража и облегчила жизнь многим предпринимателям.
"Сейчас, к сожалению, среди бизнес-сообщества нет должного доверия к отечественным третейским судам, - сокрушается Николай Степанов. - Поправки, инициированные Союзом третейских судов, могли бы изменить ситуацию коренным образом. Тогда все больше предпринимателей смогут воспользоваться коммерческим арбитражем".Также, по мнению профессионального и бизнес-сообщества, необходим и порядок регистрации судов. Сегодня третейский суд может организовать любая компания, любое некоммерческое партнерство, для этого нужно только уведомить компетентный государственный суд. Таким правом пользуются и мошенники.
"Для искоренения "карманных" третейских судов правильнее будет ввести уголовную ответственность для третейских судей и руководителей третейских судов за рассмотрение исков с нарушением принципов независимости, а также обязать все третейские суды, так же как это делают банки, раскрывать на своих сайтах структуру всех собственников суда и учредивших их организаций, - считает Алексей Кравцов. - Вместе с этим, по аналогии с законодательством об аудиторской деятельности, следует ввести запрет организациям, учреждающим третейский суд, вести какую-либо иную коммерческую деятельность. В этих случаях "карманные" третейские суды потеряют свою основную функцию".
Экспертное сообщество также считает, что необходимо определить надзорный орган, который будет контролировать деятельность третейских судов в России, что также поможет установлению более цивилизованного процесса. "Необходимо создать рычаг контроля деятельности третейских судов, - считает руководитель юридического отдела ГКУ "Инженерная служба района Арбат" Светлана Тарасова. - Поскольку такого рычага сейчас нет, то и возникают связанные с этим проблемы".