23.12.2013 23:42
    Поделиться

    В сфере электронных госзакупок Россия опередила Евросоюз

    Национальный рейтинг прозрачности закупок (НРПЗ) подвел итоги уходящего года и результаты восьмилетней работы 94-ФЗ о госзакупках (1 января 2014 года его сменит новый закон о контрактной системе - 44-ФЗ).

    По мнению экспертов, этот период стал прорывным в развитии сферы госзакупок. Так, были созданы эффективные элементы инфраструктуры, которые определили преимущество России в этом направлении по сравнению с Европой и США.

    "Уровень публичности информации о госзакупках в Европе и даже в США в разы ниже, чем в России, - говорит председатель оргкомитета рейтинга Антон Назаркин. - В России доля открытых процедур в электронной форме в 50 раз превышает аналогичные европейские показатели".

    С экспертом согласен директор Института социально-экономической модернизации Константин Бакулев: "Нельзя считать достаточно прозрачной процедуру госзакупок, если в числе критериев отбора поставщика доля цены не превышает 20%. А ведь именно так сегодня обстоит дело в Европе. Кроме того, вес субъективных критериев там тоже достаточно высок".

    Кроме того, НРПЗ подвел итоги первого года работы закона о закупках госкорпораций (N 223-ФЗ). Динамика перехода участников сектора корпоративных заказчиков из отрицательной и нейтральной областей оценок рейтинга оказалась в 2 раза выше по сравнению с госсектором, составив в среднем 9%. "Этот результат было сложно спрогнозировать, - отмечает Константин Бакулев. - При этом, сравнивая периоды действия двух законов, можно заметить, что динамика совершенствования закупочной деятельности со стороны госкорпораций значительно выше в настоящее время. Впрочем, возможно, так проявляется известный эффект добросовестного исполнения норм закона на первом этапе после его принятия".

    Согласно результатам рейтинга, в 2013 году потери государства от госзакупок, совершенных по неоправданно завышенным ценам, составили 265,5 млрд рублей, что на 3,6% меньше прошлогоднего значения (без учета уровня инфляции). Уровень завышения цен по государственному сектору в целом составил 5,5%, что на 0,8% меньше значения 2012 года. Наибольший уровень завышения закупочных цен имеет федеральный сегмент, который равен 8%. Уровень завышения в региональном сегменте оценивается в 3,9%, в муниципальном - 4,6%.

    Самый низкий уровень прозрачности в 2013 году был отмечен в секторе частных корпоративных закупщиков. Ни одна частная компания по этим показателям не приблизилась по уровню прозрачности государственных компаний и госкорпораций. Доля участников с низкой прозрачностью в этом секторе в 2013 году выросла аж на 42%, составив 67%. В исследовании отмечается, что рост произошел в основном из-за снижения представителей сегмента со "средней" прозрачностью (на 39%). По мнению организаторов рейтинга, это может быть вызвано тем, что большинство заказчиков сегодня не заинтересованы в использовании открытых систем управления электронными закупками и единых ресурсов доступа к информации о размещении заказов, аналогичных www.zakupki.gov.ru. Основная причина - открытые механизмы обеспечения эффективности закупок противоречат практикам оптимизации налоговых затрат.

    В числе лидеров рейтинга его организаторы назвали МЧС (в номинации органов исполнительной власти) и Республику Башкортостан (в части субъектов РФ). "Это структуры, которые на протяжении последних лет демонстрируют стабильную работу на высоком уровне, - отмечает Антон Назаркин. - В корпоративном сегменте стоит отметить успехи ОАО "Россети", которая первый раз участвует в проекте и сразу попала в число компаний с уровнем гарантированной прозрачности".

    В числе аутсайдеров рейтинга оказались такие структуры, как ОСК, OAO "ОАК" и Иркутская область.

    Национальный рейтинг прозрачности закупок - один из главных российских инструментов оценки эффективности деятельности сферы государственных и корпоративных закупок. Он проводится регулярно с 2005 года Национальной ассоциацией участников электронной торговли при поддержке ФАС, минэкономразвития, Счетной палаты и ряда других профильных ведомств и общественных организаций. Источниками данных для расчета показателей критериев рейтинга выступает официальный сайт для размещения информации о размещении государственного заказа www.zakupki.gov.ru, анкетирование участников рейтинга, данные Росстата, анализ данных о проведенных закупках, опубликованных на официальных сайтах заказчиков. Всего в этом году были собраны данные о более чем 2,5 млн процедур, из которых около 1,4 млн процедур приходится на участников рейтинга прозрачности.

    Поделиться