Глава государства напомнил, что повышать зарплаты руководителям госбанков может только местное правительство, и потребовал вернуть деньги. Кстати, в Туркмении все банки, кроме одного, являются государственными. В России, где государству принадлежит около половины (по сумме активов) банковской системы, вопрос поощрения ВИП-банкиров предстоит решать собственным способом.
В Госдуме сейчас находятся около десятка законопроектов, предлагающих тем или иным образом регламентировать различные выплаты главам компаний с госучастием. Например, ограничить размер зарплаты вместе со всеми выплатами ежемесячным заработком президента страны. Автор поправки Олег Нилов рассказал "РГ", что документ, внесенный весной 2013 года, ждет своей очереди. Впрочем, парламентарий полон решимости "провести" законопроект уже в начале 2014 года.
На прошлой неделе его коллега Андрей Руденко внес другой проект. Он устанавливает, что зарплата топ-менеджеров госбанков не должна более чем в 18 раз превышать зарплату самого низкооплачиваемого сотрудника компании, и более чем в 6 раз - среднюю. Также Руденко предлагает ограничить бонусы руководству - не более 0,01 процента от чистой прибыли и не более 12 месячных окладов.
Есть еще пять законопроектов, касающихся ограничения "золотых парашютов" руководству госкомпаний. Сейчас наиболее вероятным к принятию считается документ, подготовленный правительством. Там размер "парашюта" ограничивается шестью месячными зарплатами.
Стоит также принять порядок утверждения кадров на ту или иную высокую должность в госкомпаниях, в том числе и обсуждения оплаты их труда, считает финансовый омбудсмен Павел Медведев. По его мнению, вводить единую планку на федеральном уровне - неправильно. "Правительство, как заинтересованный собственник, должно принимать самое активное участие в обсуждении кандидатуры и зарплаты того или иного специалиста. Я легко могу себе представить пример, когда на должность руководителя ай-ти сектора в банке нужно нанять одного из пяти специалистов мирового уровня. И если будет доказано, что его высокую зарплату перекроют дополнительные доходы, которые этот человек принесет, тогда его нужно переманивать", - рассуждает собеседник "РГ". В таком случае, автоматически повышать зарплату всем остальным специалистам меньшего класса - расточительство, считает Павел Медведев.
Ведущий эксперт Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Дмитрий Мирошниченко, в свою очередь, уверен, что проблему справедливой оплаты труда топ-менеджмента госкомпаний не получится решить, пока государство сохранит столь большую долю в экономике. "Зачастую хорошие результаты деятельности госкомпании во многом обусловлены поддержкой со стороны государства. Поэтому в России крайне сложно вести честный частный бизнес", - говорит эксперт. Как следствие - недостаточная конкуренция на рынке труда и искаженная взаимосвязь между уровнем зарплаты и полезностью отдельных сотрудников, резюмирует он.