25.12.2013 08:44
    Поделиться

    5 советских "ядерных" прорывов

    25 декабря 1946 года под руководством Игоря Курчатова в Советском Союзе запустили первый в Европе ядерный реактор. Это событие стало знаковым в становлении нашей страны в качестве ядерной державы. Несмотря на то, что "пионерами" в ядерной энергетике стали американцы (первый в мире ядерный реактор появился в США в декабре 1942-го), "приручение" мирного атома стало толчком для других прорывов, сделанных советскими учеными.
    Первая в мире АЭС

    Обнинскую атомную электростанцию запустили 26 июня 1954 года в Калужской области, на базе "Лаборатории В" (сейчас это Государственный научный центр РФ "Физико-энергетический институт имени А. И. Лейпунского"). АЭС имела один реактор с водяным теплоносителем АМ-1. Изначально эта аббревиатура расшифровывалась как "атом морской" - реактор предназначался для транспортной установки. Но из-за его большого размера назначение изменили на гражданское, а потому АМ превратилось в "атом мирный".

    В разработке АЭС принял участие Курчатов. Ее реактор не только вырабатывал энергию, но и стал базой для проведения экспериментов и выработки изотопов для медицины. Опыт эксплуатации станции дал толчок к строительству других АЭС в СССР.

    Обнинская АЭС проработала 48 лет: ее реактор остановили в апреле 2002 года.

    Советская атомная бомба

    Первая советская атомная бомба называлась РДС-1. Это обозначение стало известно после проведения испытаний. В постановлении правительства название бомбы зашифровали как "реактивный двигатель специальный", но затем его трактовали по-разному. В том числе, "реактивный двигатель Сталина".

    Есть предположение, что конструкция советской атомной бомбы опиралась на разработку американцев - из-за желания ее повторить. Хотя часть систем была именно советской разработки. О том, что Советский Союз уже владеет секретом атомного оружия, власти открыто заявляли еще в 1947 году. Однако ученые США посчитали, что это блеф, спрогнозировав, что русские смогут это сделать лишь к 1952 году.

    Бомбу успешно испытали 29 августа 1949 года в Казахстане, на полигоне в Семипалатинской области.

    Первый в мире атомный ледокол

    Ледокол "Ленин" построили на судостроительном заводе имени А. Марти в Ленинграде. Первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой отправилось на ходовые испытания 12 сентября 1959 года. С 1960 года ледокол вошел в состав Мурманского морского пароходства.

    Благодаря применению "мирного атома", срок навигации для ледокола был значительно продлен. За все время эксплуатации "Ленин" преодолел 654 тысячи морских миль, большинство из которых - во льдах. В 1971 году ледокол первым из морских судов прошел дальше Северной Земли, подготовив экспедицию ледокола "Арктика" на Северный полюс.

    Уникальное судно проработало 31 год. В 1990 году его поставили на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на борту "Ленина" расположен музей.

    Установка для управляемого термоядерного синтеза

    Советские ученые создали установку для управляемого термоядерного синтеза типа токамак (тороидальная камера с магнитными катушками). Ее главная особенность - в том, что плазма удерживается не стенками камеры, а созданным комбинированным магнитным полем, причем при этом используется электрический ток. Над установкой в 50-е годы работал Андрей Сахаров, который, вместе с коллегой, предложил теоретическую основу термоядерного реактора, где плазма имела бы форму тора и удерживалась магнитным полем.

    Первая подводная лодка, способная погрузиться на 1000 метров

    4 августа 1984 года атомная подводная лодка К-278 ("Комсомолец") в Норвежском море установила мировой рекорд - погрузилась на глубину 1020 метров. На борту корабля водоизмещением 8500 тонн находились 80 человек. На такую глубину ранее не опускалась ни одна боевая подлодка: "Комсомольцу" это удалось благодаря сверхпрочному титановому корпусу.

    Корабль имел не только военное, но и научное значение: это была лаборатория, испытательный стенд, прототип будущего подводного гражданского флота. "Комсомолец" погиб 7 апреля 1989 года, во время возвращения с третьей боевой службы в Норвежском море. Причиной стал пожар, разрушивший в двух смежных отсеках системы цистерн главного балласта, через которые подлодку затопило водой. Из 69 членов экипажа выжило 27 человек.

    Поделиться