По словам южноуральских арендаторов лесных участков, которые сегодня являются основными поставщиками хвойных деревьев на местный рынок, заниматься их заготовкой в последние годы стало невыгодно. Несмотря на то что розничные цены на живые ели с каждым годом растут, отпускная стоимость этой продукции лесосек уже давно фактически заморожена. Сегодня арендаторам сподручнее в тех же объемах поднимать выручку на продаже пиломатериалов, бруса и кругляка, не отвлекаясь от основного производства.
- В этом году мы решили оптом реализовать пихту с делянок по двести рублей за штуку. Так у нас по такой цене никто из оптовиков брать товар не хотел! Требовали снизить цену, - возмущается арендатор лесного участка в Кусинском районе Ольга Катаева. - А потом на городских рынках наши деревца перекупщики выставляют на продажу по цене в два-три раза выше оптовой, только мы-то с этого уже ничего не имеем. Каждый год думаю: пора эти предновогодние заготовки отставить в сторону, но перед земляками становится совестно, ведь не хочется лишать их старой доброй традиции.
Немалые затраты на заготовку новогодних елей полностью ложатся на плечи арендаторов. Это и подросшие расходы на ГСМ, транспортировку, техническое оснащение, зарплату лесорубов. В то время как маржа целиком оседает в карманах перекупщиков, для которых торговля новогодними елками - отнюдь не профильный бизнес, а, скорее, возможность сезонного дополнительного заработка.
Некоторые лесопользователи, смекнув, что работать в связке с перекупщиками крайне невыгодно, сократили объемы заготовок елок к празднику. По словам предпринимателя Виктора Конарева, арендующего участок в Каслинском районе, если раньше более двух тысяч сосенок заготавливали на продажу только в город Касли, то сегодня столько же предприятие поставляет в целом в Челябинскую и Свердловскую области.
- Конкретных задач по вырубке новогодних елей перед арендаторами в настоящее время никто не ставит. Главное управление лесами Челябинской области регламентирует только общие объемы вырубки деревьев на лесосеках, - разъясняет первый заместитель начальника главного управления лесами Челябинской области Виктор Блинов. - До вступления в силу Лесного кодекса РФ заготовка елей к празднику носила плановый характер: каждый лесхоз должен был поставлять на рынок региона новогодние деревья в строго определенном количестве и по фиксированной цене. Сегодня объем поставок целиком зависит от желания и возможностей арендаторов.
Но в ситуации, когда выручка от заготовки деловой древесины - основной доход компании, перебрасывать рабочие бригады с главных мест рубок вглубь леса, чтобы запастись елочками к Новому году, предприниматели не хотят.
- Зачастую приходится преодолевать десятки километров, чтобы добраться до места разрешенной рубки пихты, - рассказывает арендатор Геннадий Митрофанов из города Трехгорного. - В этом году долго стояла теплая погода, малые речки не промерзли, а это опасная ловушка для транспорта. Так что, если добрались до места, считай, уже подвиг совершили. Работать лесорубы вынуждены по пояс в снегу. А продавать добытые с таким трудом деревца приходится за копейки. Раньше были попытки организовать свои елочные развалы, чтобы миновать лишнее звено перекупки, но они не увенчались успехом. Оказалось, это не так просто.
Чтобы создать стимулы для бизнеса заниматься заготовкой елочек, в главном управлении лесами области уже второй год организуют предновогодние аукционы. Местные лесничества отдают под вырубку лакомые куски своих территорий: к примеру, в этом году в качестве лотов были выставлены делянки в Брединском, Карталинском районах и Златоустовском городском округе. Вот только борьба за эти наделы так и не развернулась, за исключением разве что одного участка. По итогам аукциона предприниматели выкупили на корню 1100 сосенок.
Однако южноуральцам все же не стоит опасаться дефицита елок. Местные базары не опустеют: своеобразной "подушкой безопасности" являются питомники, которых в Челябинской области около десятка. Здесь выращивается 20 миллионов саженцев деревьев, в том числе хвойных. Конечно, основная задача таких плантаций - лесовосстановление, но в последние годы бюджетное учреждение "Центр пожаротушения и охраны леса Челябинской области", в чьем ведении находятся питомники, вынуждено все активнее подключаться к обеспечению населения живыми елями к главному празднику.
- Для нас главное вовсе не прибыль, важно наполнить рынок новогодними деревьями и обеспечить работой своих сотрудников, ведь в зимнее время основные виды работ в питомниках приостанавливаются, - говорит директор учреждения Дмитрий Агеев.
Сосны до полутора метров высотой госпитомники продают по 180 рублей в розницу и по 135 оптом при себестоимости 125 рублей. Пихта распродается соответственно по 300 и 200 при себестоимости 180 рублей. В то время как на 160 елочных базарах Челябинска иной ценовой диапазон: сосенку здесь можно приобрести по цене от 300 (самую крошечную, не выше метра) до 1000 рублей, новогодние ели и пихты - не дешевле 500, цена "букетов" из пихты достигает 70 рублей.
- Мы не имеем права корректировать ценники, устанавливать предельно допустимую стоимость, - комментирует замначальника управления торговли администрации Челябинска Валентин Барановский. - Такова рыночная экономика: никакого ценового контроля и диктата со стороны государства здесь быть не может.
Справка "РГ"
На Южном Урале заключено свыше 900 договоров аренды лесных участков общей площадью около двух миллионов гектаров (73 процента лесного фонда области). С начала 2013 года в ряды лесопользователей вступило более сотни частных организаций и ИП. Львиная доля арендуемых угодий сосредоточена в горнозаводской зоне региона, богатой хвойными породами деревьев.