"Мария! Хватит ходить вокруг да около! Уж которую статью толчете воду в ступе - "исповедь - лекарство от греховного рабства", "исповедь - наш акт веры", "Бог не спасает человека против его воли" - слов много, а к сути так и не перешли. Я человек военный, не один год преподавал в военном училище, поэтому скажу: кончайте растекаться мыслью по древу, излагайте прямо и ясно, что у нас грех, а что нет?"
Александр Владимирович
И Вам, Александр Владимирович, здравствуйте! Что ж, в военной краткости и точности есть свой резон. Тем более что в богословии борьбу человека со грехом часто называют духовной, или невидимой бранью. И, хотя во время исповеди большое внимание уделяется тому, из каких побуждений человек совершил тот или иной поступок (в духовной жизни крайне важна мотивация!), это ничуть не отменяет конкретности заповедей, данных нам Господом.
Итак, на войне как на войне. Поэтому начнем с того, что расставим грехи по ранжиру. Грехи по степени тяжести делятся на смертные и несмертные. Святитель Феофан Затворник дал такое определение: смертным грехом нужно считать всякий тяжкий грех, который, овладевая душой человека, становится господствующим, подавляет в человеке духовную жизнь, ожесточает его сердце нераскаянностью, делая неспособным к принятию Божьей Благодати. "Смертными" эти грехи называются потому, что приводят к омертвению в человеке любви к Богу, к ближним и в целом к духовной жизни, а значит, лишают человека возможности попасть в Царствие Божие, ведут к вечной погибели и смерти. Какие же грехи, в случае нераскаянности, могут стать смертными?
Во-первых, те, что порождают собой множество других грехов, например объявление несправедливой войны или циничный грабеж как группы отдельных доверчивых граждан, так и целых государств, грабеж, приводящий к обнищанию, суицидам, отчаянию. Смертные грехи порождаются и такими страстями и пороками, как гордость, зависть, гнев, леность, корыстолюбие, блуд, чревоугодие. Во-вторых, грехами к смерти становятся грехи против Духа Святого - упорное противление Божественной истине, дерзкое ее отвержение, сопровождающееся ожесточением сердца и отвращением ко всему, что свято и богоугодно. К такого рода грехам относятся и отчаяние, потеря надежды на свое спасение и, наоборот, безмерное упование на благость Божию при упорном нежелании вести добродетельную жизнь. Откладывание покаяния до смерти и богоборчество. Почему грех против Святого Духа не прощается? Вовсе не потому, что он превышает бесконечное милосердие Божие, но потому, что такие грешники, при своем упорстве и нераскаянности, сами неспособны принять прощение и воспользоваться средствами спасения - Таинством Покаяния и Таинством Причащения. И в-третьих, к смертным грехам относятся грехи, вопиющие к небу об отмщении за них. Уже само название подчеркивает их особую тяжесть. Это вольное убийство, содомия, обида вдов, сирот, нищих, лишение наемных работников заработной платы, оскорбление и непочитание родителей.
Теперь, разобравшись с грехами, приводящими к духовной смерти человека, перейдем к грехам несмертным. Иначе их называют "простительные". Таких грехов много, от них никто не свободен, кроме Иисуса Христа и Богородицы. Заглаживаются они покаянием, поэтому так важно суметь увидеть их в себе.
В статье "Камень с души" ("РГ-Неделя N 287) мы уже писали о том, что, готовясь к исповеди, надо прочитать десять заповедей Божьих и подумать, в чем ты их нарушаешь. Вот как описывает наши типичные прегрешения против заповедей митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн в книге "Любовь долготерпит".
"Первая заповедь звучит так: "Я, Господь Бог твой... да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня". Мы все грешим против нее и когда не соблюдаем посты, и когда редко ходим на богослужения в храм. Грешим тем, что сокращаем молитвенное правило, "забываем" про Таинства Покаяния и Евхаристии, грешим суеверием и ненадеянием на помощь Бога, грешим, когда обращаемся за помощью к экстрасенсам и псевдоцелителям. Так происходит наше внутреннее отлучение от Бога, от Церкви, и тогда, как говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин), благодать отступает от человека.
Вторая заповедь: "Не сотвори себе кумира". У апостола Павла есть такие слова: "Их бог - чрево", и те идолы, которым мы служим, - это не только обжорство, но и любостяжание (т. е. страсть к богатству), властолюбие, гордость, тщеславие, лицемерие, раболепие духу времени. Кумиром может стать и эстрадная звезда, и идеологическая конструкция, навязываемая корпорацией, в которой человек работает, и даже социальная сеть. И тогда вместо того, чтобы нести в себе образ Божий, мы, подражая кумиру, начинаем нести в себе новый образ. Он может быть даже привлекательным, но, по сути, он замещает настоящие ценности. Поэтому важно помнить: если кто-то или что-то удаляет тебя от Бога и делает это с пронзительной силой, здесь уже нарушение заповеди о несотворении кумира. И страшно это тем, что человек меняет саму основу жизни. Поэтому главное - нащупать нерв удаления от Бога, признаться себе, что ты отошел от Господа, а для самого это человека не всегда очевидно. Нужна помощь духовника.
Третья заповедь: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе". Празднословие заключается не только в осуждении чего-то или кого-то. Мы празднословим и тогда, когда произносим слова мертвенно, бездушно, неискренно. Иисус учил: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" . То есть не всякий, на словах демонстрирующий свое благочестие, войдет в Царствие Небесное, а лишь "исполняющий волю Отца Моего Небесного". Значит, если мы говорим о Боге формально, не вкладывая в это своей любви, не ощущая и страха Божьего, если за нашими словами не стоит дело - это празднословие.
Четвертая заповедь: "Помни день субботний, чтоб свято хранить его. Шесть дней работай, и делай [в них] свои дела, а седьмой посвяти Господу". Четвертая заповедь о том, чтобы в суете человек не забывал посвящать день Богу. Фактически это заповедь благодарения. Ведь кроме наших прошений к Богу бывают и наши благодарения, надо учиться благодарить. Наша благодарность может проявляться по-разному - и молитвой, и добрыми делами, и участием в Таинствах и жизни Церкви.
Пятая заповедь: "Чти отца твоего и мать, и долголетен ты будешь на земле". Что она означает? Пока почитаешь родителей, ты живешь, перестал - и тебе пришел конец.
Шестая заповедь: "Не убий". Она затрагивает и случаи прерывания беременности, и любого лишения человека жизни, не связанного с самозащитой. "Не убий" - казалось бы, большую часть людей эта заповедь не касается, но ведь можно убить словом, или невмешательством - тем, что в критический момент ты отстранился, ничего не сделав для того, чтобы остановить зло. Кстати, святой Иоанн Златоуст считал, что надо каяться и в том, что ты не совершил ничего доброго, хотя и мог бы. Почему так? Давайте вспомним, что когда в церкви читается Евангелие о Страшном Суде, звучат слова Господа, обращенные как раз к тем, кто внешне, может быть, и праведен, но ничего доброго не делает. Господь говорит таким: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу...: ибо алкал Я, а вы не дали Мне есть; жаждал, и вот вы не напоили Меня, был странником, и не приняли Меня... болен и в темнице, и не посетили Меня". Потому что раз "вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне". Значит, мы несем ответственность и за невмешательство, и за то, что не сделали добро, когда нам была дана такая возможность.
Седьмая заповедь: "Не прелюбодействуй". Апостол Павел говорил: "...вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас... Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог". Часто спрашивают: а кому плохо от того, что человек нарушает эту заповедь. И дальше идет аргументация и ссылки на потребности физиологии, тела и так далее. Но ведь дело тут не просто в физиологии, все сложнее. Для христианина тело - это храм души. И если страдает тело, то все отражается и на духе. Происходящее можно образно сравнить с разрушением храма. И когда человек, подверженный греху блуда, сам себя превращает в развалину, это в конце концов не менее кощунственно.
Восьмая заповедь: "Не кради" - очевидна. Думаю, каждый из нас в той или иной мере становился жертвой нарушения этой заповеди, равно как и следующей.
Девятая заповедь: "Не произноси на ближнего своего лжесвидетельства". Вот как рассказывал об этом грехе Иисус: "Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду... кто же скажет брату своему: "рака" (то есть пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу), а кто скажет "безумный", подлежит геенне огненной". Соблюдая эту заповедь, человек защищает собственную душу, не допуская в нее соблазн осудить другого. Сейчас мы часто встречаем нарушение этой заповеди, когда, например, используются грязные технологии в политике, бизнесе.
И десятая заповедь: "Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего своего..." Эта заповедь против зависти, которая, как ржавчина, может разъедать не только человека, но и целые народы. Есть пословица, метко описывающая греховное состояние зависти: "Не то плохо, что у меня корова пала, а плохо, что у соседа жива". Здесь точно подмечено разрушительное начало этого злобного недуга, который способен породить многие другие грехи".
Готовясь к исповеди - читая молитвы, испытывая свою душу и сердце, соотнося свои поступки и помыслы с заповедями Божьими, надо помнить, что Божья Благодать, даруемая нам в Таинстве Покаяния, и обновляет, и живит.
Пишите: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, редакция "Российской газеты" или pisma-maria@mail.ru