25.12.2013 23:40
    Поделиться

    Эксперт: Заявления о компаниях с госучастием должны быть аккуратными

    Фондовый рынок - институт крайне чувствительный. В мировой практике нередки случаи, когда даже полунамека второстепенного чиновника бывает достаточно для кардинального разворота всей биржевой махины. Что уж говорить о статусной риторике, как бы невзначай касающейся конкретной компании, тем более с государственным участием - последствия часто бывают непредсказуемыми. Здоровый популизм забудется, снижение капитализации останется.

    Уходящий год помнит немало примеров, когда котировки "Аэрофлота", форпоста государства на рынке гражданских авиаперевозок, следовали за позитивными или негативными репликами представителей государства. Например, в конце июня этого года на Петербургском экономическом форуме генеральный директор "Аэрофлота" В. Савельев объявил о намерении компании создать дочерний лоукостер (низкобюджетный перевозчик) "Добролет", что получило публичное одобрение руководства страны. На положительном фоне ценные бумаги ведущей российской авиакомпании прибавили в цене: если 21 июня капитализация "Аэрофлота" составляла 60,4 млрд рублей, то через неделю, 28 июня, "Аэрофлот" оценивался уже в 63,0 млрд рублей (+4,3%), а через две недели, 5 июля - в 64,5 млрд рублей (+6,8% к уровню 21 июня).

    К сожалению, были и обратные примеры. 18 июля на самом высшем уровне появился документ, в котором указывалось на необоснованное завышение стоимости перевозок в авиакомпаниях. Вопрос ставился системно и ни в коем случае не касался какого-то одного авиахолдинга.

    Тем не менее реакция фондового рынка была молниеносной: если 18 июля капитализация "Аэрофлота" составляла 63,9 млрд рублей, то уже через неделю, 25 июля, компания оценивалась в 61,2 млрд рублей (- 4,2%). Причем падение продолжалось вплоть до начала осени: по итогам торгов 3 сентября капитализация была зафиксирована на отметке 53,0 млрд. рублей (-13,4% к показателю 18 июля). Схожие изменения произошли с ценными бумагами других авиакомпаний.

    Добавлю, что 23 декабря этого года капитализация "Аэрофлота" составила 90,6 млрд. рублей, увеличившись с начала года на 76,6%, притом что индекс РТС за тот же период... снизился на 7,7%. Интересно, что по совокупному мнению фондовых аналитиков, на текущий момент акции "Аэрофлота" недооценены минимум на треть!

    "Аэрофлот" - компания, в ближайшие годы подлежащая частичной приватизации. А непременный фактор успеха приватизации, как справедливо полагают в Росимуществе - это, прежде всего, высокая капитализация. Как бы донести до госслужащих нехитрую мысль: замечания, рассуждения, заявления в отношении любых компаний реального сектора, тем более с госучастием и перспективой продажи федеральной доли, должны быть сверхаккуратными, выверенными и осмотрительными. Иначе создается впечатление, что отдельные чиновники неумышленно или ангажированно ослабляют гос-предприятия, чем могут нанести многомиллиардный ущерб казне.

    Время от времени приходится слышать статусные высказывания, что "Аэрофлот" - непомерно дорогая для потребителя авиакомпания. Причем слова эти, как правило, произносятся с целью потрафить малознакомому с рынком авиаперевозок обывателю, прикрыть красноречием собственную праздность. Действительно, билеты у "Аэрофлота" не из дешевых. Но ни на одном из маршрутов компания не является монополистом, на любом направлении присутствует от 4 до 7 конкурентов как премиального, так и низкобюджетного сегмента. Почему бы в "заботе о людях" не пойти дальше и не поставить вопрос о снижении цен в дорогих ресторанах до уровня закусочных быстрого питания?

    О дороговизне билетов. Готовя этот материал, автор посмотрел наличие свободных мест на рейс в одну из европейских столиц на ближайшую посленовогоднюю дату. Удивительное дело: в негосударственных авиакомпаниях билеты были, а в "Аэрофлоте" - уже нет. Потребители выбирают безопасность, качество, сервис, голосуя за обретение этих опций рублем.

    Вернемся к авиадискаунтеру. Планируется, что тарифы лоукостера "Добролет" будут на 40% ниже расценок в других авиакомпаниях. Правда, для его запуска законодателям нужно немного поработать: в частности, разрешить продажу невозвратных билетов, сделать необязательным питание на борту, сделать полностью платной перевозку багажа. Но говорить - не делать: проще ораторствовать на "круглых столах" или конференциях, чем скрупулезно вносить изменения в нормативную базу.

    Государственным регуляторам тоже есть о чем задуматься. Монополия не в небе, монополия - на земле: только за 2012 г. цены на авиатопливо, ключевой пункт в структуре себестоимости авиакомпаний, возросли на 32,6%, затраты на аэропортовое обслуживание - на 16,5%, аэронавигационные сборы - на 14,2%, в то время как инфляция по итогам прошлого года составила 6,6%, а нефтяные котировки и вовсе топтались на месте. Можно, конечно, покопаться во внутренних расходах авиакомпаний - техобслуживании, ремонте, оплате труда пилотов, - но согласимся ли мы с таким подходом?

    Наконец, нужно завершить наведение порядка в нашем аэропортовом хозяйстве. Российские, по преимуществу - частные, воздушные гавани, отличаются непрозрачностью структуры собственности, полулегальными вольностями с выручкой, непонятными механизмами формирования платы за аренду и инфраструктуру. А это - рост цен на авиабилеты, отдуваться за который приходится непричастным к наземному беспорядку авиакомпаниям.

    Пустыми разговорами тарифы на пассажирские авиаперевозки не снизишь. Пришло время действовать, ведь люди рано или поздно поймут, почему их авиапутешествия вылетают в копеечку.

    Поделиться