27.12.2013 11:03
Поделиться

Котов и Рязанский выйдут в открытый космос в "умных" скафандрах

Космонавты Олег Котов и Сергей Рязанский выполнят сегодня шестой в уходящем году выход в открытый космос по программе российского сегмента МКС. Люки стыковочного модуля "Пирс", через которые космонавты покинут станцию,  должны быть открыты  в 17 часов по московскому времени. Планируется, что работа в открытом космосе продлится около 7 часов.

Программа выхода напряженная. За бортом МКС россияне установят выносную площадку "Якорь", которая будет использоваться для исследований сейсмических всплесков, демонтируют съемный поворотный поручень, установят моноблок "Сейсмопрогноз", а также выполнят ряд других задач. Так, космонавтам предстоит демонтировать со служебного отсека модуля "Звезда"съемную кассету-контейнер с образцами конструкционных метериалов, из которых состоит станция. Эти материалы были экспонированы на внешней поверхности МКС для последующего изучения влияния на них жесточайших условий космоса.

Напомним: для бортинженера Рязанского это первая командировка на МКС и будет второй выход за пределы космической станции. За плечами командира МКС Олега Котова уже четыре выхода в космическое пространство, сегодняшний - станет пятым. А 9 ноября Олег Котов и Сергей Рязанский впервые провели в космосе эстафету олимпийского факела "Сочи-2014". Она, бесспорно, уже вошла в историю не только олимпийского движения, но и мировой космонавтики.

Как и 9 ноября, россияне сегодня будут работать за бортом станции в "умных" скафандрах "Орлан-МК" с жидкокристаллическими дисплеями на груди. Что такое "умный скафандр"?  "Мозг"  уникальной спецовки спрятан в компьютере, который находится  в накладном отсеке наспинного ранца скафандра. У космонавта  же перед глазами находится лишь жидкокристаллический дисплей. Именно на него автомат выдает все данные  по состоянию систем скафандра и подсказки, как и что нужно проконтролировать перед выходом в открытый космос. Если случится какой-то сбой - тут же высветится соответствующая информация, раздастся звуковой сигнал и появится рекомендация, как себя вести. Тестирование ведется по 50 параметрам, и на все - про все уходит лишь полминуты!

- Это очень важно, - делился с корреспондентом "РГ" космонавт Виктор Афанасьев, который семь раз работал вне борта космической станции и провел в общей сложности в открытом космосе 38 часов.  - Раньше, тренируясь, мы должны были запоминать все нештатные ситуации и держать в голове, что и как необходимо делать. А сейчас у космонавта есть дополнительная cтраховка. 

Всего в скафандрах семейства "Орлан" выполнено уже более 135 парных выходов. Какие могут быть нештатные ситуации? Да самые разные. В скафандре выскочило за норму давление, забуксовал расход кислорода, подкачали органы управления… Но это теоретически. На практике российские скафандры отличаются завидной надежностью.

В отличие от американского скафандра, который практически весь сделан из мягких тканей, российский - полужесткий. И если астронавт свой космический костюм буквально натягивает, причем помогать ему должны как минимум еще двое, то наши "входят в спецовку" через герметичный люк в спине. Это примерно как открыть и закрыть дверцу холодильника. Все настолько просто и удобно, что теперь и за океаном перенимают российский опыт. А ведь "Орланы" появились еще со времен Лунной гонки: нашу программу свернули, но скафандр успели не только сделать, но и испытать. Тот самый случай, когда конструкторские решения оказались настолько удачными, что и сегодня продолжают работать на перспективу.

Остальные члены экипажа МКС-38/39 - россиянин Михаил Тюрин, астронавты НАСА Майкл Хопкинс и Ричард Мастраккио, а также астронавт Японского космического агентства ДЖАКСА Коити Ваката - будут страховать своих коллег с борта станции. Завершение выхода и закрытие люков намечено примерно в полночь.

Между тем

Первый скафандр нового поколения "Орлан-МКС" для работы в открытом космосе доставят на МКС в начале будущего года.  Чем он уникален и отличается от тех, в которых "звездожители" работают сегодня? Об этом на МАКСе корреспонденту "РГ" рассказал генеральный директор - главный конструктор НПП "Звезда" имени академика Г.И.Северина Сергей Поздняков.

- В новом скафандре "Орлан-МКС" установлен климат-контроль - автоматическая система терморегулирования. У американцев такой нет, - уточняет Сергей Сергеевич. - Еще одно нововведение: мы заменили резиновые оболочки скафандра на полиуретановые.

Почему это так важно?  Что касается системы терморегуляции, то в современных скафандрах она представляет собой тонкий комбинезон с системой пронизанных сквозь ткань трубочек, по которым течет вода. Эта система нужна, чтобы охлаждать тело космонавтов: иначе они будут в скафандре, как в термосе. Бывает, что, при работе на теневой стороне станции космонавтам становится прохладно, и тогда они отключают кондиционирование. Если сейчас это делается вручную, то в модернизированном "Орлане" управлять функциями- "тепло"/"холод" будет автоматика.

- Система напоминает климат-контроль, - говорит Сергей Поздняков. - Она способна учитывать уровень нагрузки космонавтов, их собственную температуру, количество потребляемого кислорода и выделяемого углекислого газа.

Нынешняя оболочка скафандра прилично ограничивает срок его использования - пять лет и не больше. Использование же полиуретана позволяет увеличить срок службы скафандров на орбите не меньше, чем в полтора раза. Еще деталь: сейчас в российских скафандрах можно выполнять не более 15 выходов в открытый космос. А в скафандре "Орлан-МКС" - до 20 и больше.

Новые скафандры уже в работе. Как правило, делается пять-семь экземпляров: два идут на испытания, два - на тренировки, а еще три - штатные. Это ручная работа.

С февраля 2014 года скафандры нового поколения "Орлан-МКС"  будут доставляться на борт станции на грузовых кораблях "Прогресс" - по одному скафандру на корабль. Так что постепенно все старые скафандры будут заменены на новые.

Только факты

Скафандр "Орлан МКС" может быть применен космонавтами ростом от 165 до  190 см

Масса в снаряженном состоянии - 110 кг

Время автономной работы - до 7 часов

Обеспечиваемый теплосъем: средний - до 300 ккал/час, максимальный - до 600 ккал/час