Сегодня система госзакупок - своего рода "спасательный круг" для многих секторов российской экономики. По мнению Максима Скатова, заместителя председателя комитета по методологии и контролю закупочной деятельности Национальной ассоциации институтов закупок, члена комитета по оценочной деятельности московского городского отделения "Деловой России", одно из условий ее развития - единые, понятные и четкие нормативные акты, регламентирующие процедуру и особенности осуществления государственных закупок.
Серьезный прорыв для малого бизнеса - закрепление обязательности осуществления закупок представителями государственных (муниципальных) заказчиков у субъектов малого предпринимательства, а также социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок. Кроме того, на федеральном уровне утвержден план мероприятий по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с госучастием. Этот документ разработан минэкономразвития в рамках Национальной предпринимательской инициативы по поручению правительства от 1 февраля этого года.
Вместе с тем отсутствие разработанных и вступивших в действие локальных нормативных актов, необходимость появления которых предусмотрена новым законом, ставит под вопрос возможность его вступления в силу не формально, а по существу. То есть мы имеем дело с принятым нормативом при отсутствии механизма его правоприменения. Стоит отметить, что работа по госзакупкам в тех или иных отраслях предполагает значительное количество особенностей, которые урегулированы именно подзаконными нормативными актами. В центральных нормативах их регламентация отсутствует. И поэтому от оперативности решений власти будет зависеть итоговый результат самой реформы. При этом не нужно сидеть сложа руки и ждать у моря погоды. Общественности и представителям бизнес-объединений следует более активно включаться в процесс работы соответствующих ведомств над локальными нормативами.
На примере Москвы видна деятельность общественных советов и экспертных структур, созданных при департаменте конкурентной политики. Именно независимая экспертная оценка, в том числе представителей смежных ведомственных групп и представителей общественных экспертных советов, позволила правительству Москвы сэкономить большой объем бюджетных средств при проведении процедур госзакупок.
По моему мнению, позитивное решение вопроса о скорейшем вступлении в действие контрактной системы лежит в плоскости активного и конструктивного диалога представителей профильных органов государственной власти и бизнеса. Он должен быть направлен на устранение проблемы отсутствия разработанных локальных нормативных документов в отраслевых госзакупках.