Уже принято решение по льготной ставке налога на прибыль и ряду других налогов для новых инвестпроектов на Дальнем Востоке, предложено создать здесь сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств.
- С 1 января 2014 года вступают в силу льготы для участников инвестпроектов на Дальнем Востоке. Ожидаете ли вы увеличения количества таких проектов?
Александр Галушка, министр по развитию Дальнего Востока: Сейчас министерство готовит перечень экономически целесообразных проектов на Дальнем Востоке, мы их систематизируем. И, конечно, мы видим, что налоговые льготы делают более выгодными целый ряд из них, а значит, повышают их шансы на реализацию.
- Одна из задач государственной программы "Социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона" - создание благоприятного инвестиционного климата. Какие привлекательные условия для инвесторов созданы на Дальнем Востоке?
Галушка: У нас прошло первое заседание правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока. Принято решение правительства РФ о создании экспортных территорий опережающего развития: особых экономических зон (ОЭЗ), индустриальных парков, технопарков и агропарков. Минвостокразвития поручено до 1 февраля 2014 года подготовить предложения по обеспечению международной конкурентоспособности этих экспортных территорий опережающего развития. Условия ведения бизнеса на Дальнем Востоке должны выдерживать конкуренцию с другими странами. Мы провели анализ условий, которые предлагают для предпринимателей в Гонконге, США, Японии, Сингапуре, Южной Корее, и понимаем, насколько они отличаются от условий на Дальнем Востоке. Очевидно, что по ряду позиций мы не выдерживаем конкуренции. Поэтому наши предложения будут очень конкретными и предметными.
- Почему в основу развития Дальнего Востока легли именно такие инструменты, как ОЭЗ, индустриальные, техно- и агропарки?
Галушка: Сегодня они являются флагманской практикой развития экономики. Развитие экономик стран Азиатско-Тихоокеанского региона это явно демонстрирует.
В частности, премьер-министр Японии Синдзо Абэ объявил о масштабной национальной программе создания и реформирования тех особых экономических зон, которые уже есть в Японии, и о создании новых зон с более современным режимом реализации инвестиционных проектов. Это практический пример того, как действуют страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Современный мир очень динамичен. Страны конкурируют между собой условиями для инвестирования. И когда идет соревновательная борьба за привлечение новых инвестиций, то очень удачным инструментом является создание современных ОЭЗ, индустриальных парков, технопарков и агропарков. В разных странах они называются по-разному, но экономический смысл их везде одинаковый. Это площадки, которые могут обеспечить опережающее экономическое развитие, и в период ограниченных инвестиционных ресурсов в мире многие страны пользуются ими, чтобы обеспечить себе преимущество.
- На днях была продлена до 2018 года Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока. В ней заложены мероприятия по модернизации транспортной инфраструктуры. Какие объекты будут построены и реконструированы?
Галушка: Планируется модернизировать Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали. Это позволит увеличить дополнительный грузопоток БАМа к 2020 году более чем на 25 млн тонн в год, Транссиба - более чем на 106 млн тонн в год. Запланирована реконструкция 40 аэропортовых комплексов и взлетно-посадочных полос.
Дополнительное развитие получит автодорожная инфраструктура. Планируется связать трассу Хабаровск - Владивосток с автодорогой Владивосток - Находка - порт Восточный в Приморском крае. Продолжится строительство и реконструкция участков автодорог Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к Комсомольску-на-Амуре. Запланировано строительство дороги Благовещенск - Свободный и мостового перехода через реку Зея в Благовещенске Амурской области. С автодороги Чита - Хабаровск будут сделаны подъездные пути к ряду населенных пунктов Забайкальского края.
Запланирована модернизация портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке. Строительство и реконструкция затронут паромно-пассажирский причал в Чукотском автономном округе, морской вокзал в Петропавловске-Камчатском, специализированный угольный порт в Приморском крае. В морских портах Хабаровского края и Сахалинской области реконструируют береговые сооружения автомобильно-железнодорожного паромного сообщения Ванино - Холмск. Развитие транспортной инфраструктуры - важная составная часть новой модели экономического развития.