Женскому вопросу сегодня уделяется особое внимание. 40% активных участников мирового рынка труда - женщины, да и примеров успешных женщин-руководителей можно привести достаточно, но стереотипы в данном вопросе все еще существенны.
Исследование "Комитета 20" показало, что перед женщинами сегодня по-прежнему стоит немало внешних барьеров, среди которых отсутствие поддержки со стороны окружающих, включая семью (54%), негативное отношение общества к женщине-руководителю (53%), завышенные требования со стороны начальства (19%).
- Препятствия на пути к карьерному росту встречаются как у мужчин, так и у женщин, однако характер таких барьеров кардинально различается. Например, женщины меньше чем мужчины полагаются на чью-либо помощь, связи или протекцию. Ограничением для женщины может стать внутренний психологический барьер, который заключается в том, что она должна быть хранительницей домашнего очага, которая в первую очередь заботится о семье и детях. На самом деле это не что иное, как навязанное обществом мнение, - полагает глава компании "Финотдел" Екатерина Сидорова.
Однако помимо внешних, существуют не менее важные внутренние барьеры, которые значительно влияют на карьерные амбиции женщин, создавая своеобразный внутренний "стеклянный потолок", который зачастую гораздо прочнее внешнего. В частности, 42% женщин считают, что семья важнее карьерного роста, 40% видят в качестве барьера перерывы в карьере (декретные отпуска, отпуска по уходу за ребенком), ограниченную географическую мобильность (возможность уезжать в командировки, менять место работы). 40% считают, что могут реализовать себя не только в работе, но и в семье, и столько же отметили заниженную самооценку и амбициозность, нехватку навыков по самопродвижению. Софья Азизян, партнер компании ЕY, считает, что с детства женщину учат быть послушной, и именно это мешает женщине громко заявить о себе в дальнейшем. С решением таких проблем хорошо справляются, к примеру, тренинги с участием "ролевых моделей".
- На пути построения карьеры женщина сталкивается с необходимостью рождения и воспитания детей, а также нельзя забывать о традиционно патриархальном укладе общества и семейном укладе, что зачастую является серьезным барьером даже для попыток подняться по служебной лестнице.
Оценивая, с какими сложностями придется столкнуться на пути построения карьеры, некоторые представительницы прекрасного пола отказываются становиться на этот путь. Фактически, для большинства вопрос звучит так: либо семья, либо карьера. И лишь немногим достаточно целеустремленным удается найти компромисс и построить карьеру, доказывая своим примером, что это возможно, - констатирует Екатерина Чагаева, директор по продажам Ауди Центр Восток.
- Мне кажется, что за последние лет десять в большинстве отраслей ситуация поменялась на уровне восприятия и оценки потенциала женщин: как ими самими, так и мужчинами. Прежде всего это доказывают реальные успешные истории построения карьеры женщинами в России. Считаю, что основной стереотип "этого не может быть, потому что просто не может быть никогда" уже не существует и современным молодым специалистам - женщинам можно смело начинать строить карьеру и рассчитывать на успех, - уверена Ольга Селянина, директор по управлению персоналом Номос-Банка.
Гендерные стереотипы (24% против 5%) и отказ в продвижении со стороны руководства (23% против 3%) в качестве барьеров к построению карьеры чаще встречаются в российских, чем в иностранных компаниях. Одна из причин в том, что российский бизнес изначально был ориентирован на руководителей-мужчин, что связано с общей структурой бизнеса в России и преобладанием среди руководителей людей с техническим образованием. При прочих равных условиях компании склонны делать ставку на топ-менеджеров мужского пола. Мужчин-лидеров часто считают более надежными партнерами и прирожденными управленцами, а женщин - непредсказуемыми и подверженными смене настроений. Подобные установки нередко определяют логику поведения и самой женщины, и ее окружения. Исправить ситуацию, по мнению ряда экспертов, могут программы гендерной диверсификации. Подобные внедрены во многих западных корпорациях. Однако в России сторонников такого квотирования не найти.
- В подобном квотировании можно увидеть некую дискриминацию. Бывает, что идея взять женщину на какую-то не совсем предназначенную для нее работу, на первый взгляд, в дальнейшем имеет вполне удачное воплощение в жизни. Я считаю, что при приеме на работу надо абстрагироваться от полового признака и постараться объективно оценить кандидатов, выбрав лучшего. На случай ошибки всегда есть испытательный срок, - убеждена Марина Петрова, партнер юридической фирмы "Альянс/Тесситоре, Кузнецов и Петрова".
- Не думаю, что этот вопрос можно разрешить введением квотирования для бизнеса, а регламентация уровня зарплат мужчин и женщин одной категории на одном уровне на данном этапе бесполезна, так как этот закон ввиду особенностей нашей экономики практически невозможно проконтролировать, - добавляет Галина Гельфанд, директор по стратегическому развитию компании LogLab. - В то же время квотирование будет уместно в политической сфере. Пора разбавить "замкнутый, очень влиятельный элитарный мужской клуб, отличающийся силовым стилем руководства". Уверена, это расширит имеющийся инструментарий и сделает руководство страной более эффективным.
- Все должно идти естественным путем, - резюмирует Николай Воинов, глава Itella в России. - Если искусственно закреплять процент соотношения женщин и мужчин, то может получиться уже обратная ситуация с ущемлением прав мужчин. Профессиональные и личные навыки намного важнее пола. Сейчас существует практика указывать процент собственных назначений на руководящие должности внутри компании, и это гораздо важнее, чем разделение по половому признаку. Феминизм уже давно шагает по стране, и многие интересные позиции давно заняты женщинами.
Ольга Мец, директор по маркетингу HeadHunter:
- Сегодня основные мотивы построения карьеры у женщин и мужчин одни: самореализация, финансовое благополучие, власть, желание славы и успеха. Раньше женщины доказывали мужчинам, что они "тоже могут быть успешными", но сегодня это и так все понимают, поэтому мотивы карьеры стали более реальными. Сегодня внешних барьеров при построении карьеры у женщины практически нет. Более того, женщинам сегодня чуть ли не легче строить карьеру, чем мужчинам - очень много стало сфер, где женщины добиваются успеха - HR, маркетинг, туристическая сфера, сфера гостеприимства, развлечений и красоты. Дело не в том, женщина ты или мужчина, а в том, какие у тебя образование, какая мотивация, профессиональные связи, навыки, знания.