Кинокритик Валерий Кичин отмечает 75-летие

31 декабря российский журналист, один из наиболее авторитетных российских кинокритиков современности, обозреватель "Российской газеты" Валерий Кичин отмечает 75-летие.

Однажды в гости в "РГ" пришел Рязанов с новым фильмом. Когда все заканчивалось чаем, Эльдар Александрович начал вспоминать: "Вот я снимал "Девушку без адреса" в 1958 году…", сидящий рядом Кичин тихонько уточнил: в 1957… "Извини, Валерий, перепутал". Деталь, как тот осколок чеховской бутылки, в котором вся лунная ночь. Сколько упреков, увы, заслуженных, достается современной журналистике за путаницу, за недостоверность фактов, за неряшливость мысли… Никогда за годы счастливой, не беспроблемной, с характером работы с Валерием Кичиным сначала в "Известиях", а теперь в "Российской газете" не припомню подобной рекламации в его адрес.

Компетентность и грамотность, потрясающая оперативность как следствие не просто ежедневного - круглосуточного присутствия в профессии.

У "РГ" нет проблем с Берлинским, Каннским, Венецианским фестивалями. Нашим читателям обеспечены качественные репортажи и рецензии: Кичин все смотрит, Кичин все знает. При этом никто так не болеет за наших, как Валерий Семенович. Он привозит из очередной командировки острый "круглый стол" французских экспертов "Пять причин, по которым мир не смотрит русское кино". Он старается всех молодых дебютантов зазвать на "Деловые завтраки" в "Российскую газету". Он приносит в редакцию новые диски и заставляет смотреть актуальное кино, чтобы быть в тренде.

Он придумывает проекты для продвижения российских фильмов. Так, впервые в СМИ в 2011 году прошел кинофестиваль на сайте "РГ" "Неизвестное кино. Дубль дв@", когда была дана вторая жизнь прекрасным фильмам, у которых так и не состоялась судьба в условиях нынешнего российского проката.

Зрителями уже четвертого интернет-фестиваля в этом году стали 170 тысяч наших читателей из 76 стран. Это блестящий авторский проект Валерия Кичина, которому доверяют свое кино и мэтры, и дебютанты.

Он дружит, с ним дружат многие великие, при этом Кичин умудряется держать такую дистанцию, чтобы не быть заложником дружбы, когда приходится рецензировать очередной шедевр (отнюдь не шедевр) хорошо знакомого творца. Возможно, поэтому на свет появилась большая книга Валерия Кичина о Людмиле Гурченко.

Еще Валерий Семенович любит музыкальный театр, Свердловский театр музыкальной комедии особенно. Не только потому, что там родился, там заканчивал музыкальную школу (спасибо, была удостоена чести пройтись по кичинским местам в Екатеринбурге и присутствовать в ресторане "Уральские пельмени" при рождении не бесспорного афоризма: важнейшим из всех искусств для нас является обед). Театр, действительно, находится сейчас в такой форме, что критику приходится немало трудиться, чтобы текст не был похож на тост.

Трудно быть критиком. Трудно быть Кичиным. Но в этом и есть драйв - работа с большим профессионалом, интеллигентнейшим человеком, суперпродвинутым юзером всех гаджетов - с Валерием Кичиным.У Вас такой красивый юбилей - коллега, и Вы в такой прекрасной форме - всем бы ее иметь!

С уважением и нежностью,

Ядвига Юферова, заместитель главного редактора "Российской газеты".

Профессия - джентльмен

Если бы мне предложили в двух словах определить фигуру Валерия Кичина, я бы сказал так... Джентльмен от и до. И профессионал от и до. Дальнейшее уже прилагательные: вежлив, изыскан, общителен, культурен и т. д.

До знакомства с Валерием Семеновичем я ужасно не любил слово "профессионал". Мне оно казалось каким-то слишком холодным, а с другой стороны, - пафосным и надменным: мол, я тут профессионал, а вы-то кто? Валерий Семенович поколебал мои представления.

В 10 утра на планерке возникает срочное редакционное задание. Как правило, это связано с тем, что кто-то внезапно умер, что-то сгорело, кого-то уволили, а на его место назначили другого. Если это связано с миром кино, звонишь, разумеется, Кичину.

Мне нравится его манера отвечать на звонки. Он берет телефон всегда сразу. Если не берет, это значит, что он на записи на радио. Но можно не перезванивать. Можно быть уверенным, что как только у Кичина возникнут свободные пять секунд, он сам перезвонит. Сообщаешь о задании. "Павел, не знаю, - говорит обычно Валерий Семенович печальным голосом. - Я же на радио (в машине, в Подмосковье). Едва ли я успею". Это означает, что материал придет не через полчаса, а через час. И он будет таким, словно написан он уже вчера, а сегодня по нему прошлись рукой мастера.

Я долго не мог разгадать феномен профессионализма Кичина. Пишет быстро, практически на автомате, но при этом в его материалах всегда есть большой душевный объем и эмоциональный месседж читателю. Как это возможно? Потом я понял, что только так это и возможно в газете. Профессионализм, доведенный до автоматизма, позволяет не тратить душевные усилия на расстановку слов в правильном порядке, можно освободить силы для личных переживаний.

Джентльмен всегда в форме, ему не нужно тратить силы на то, чтобы выглядеть. Он может позволить себе роскошь всегда и везде быть просто человеком.

Валерия Семеновича так же интересно читать, как и разговаривать с ним. К живой речи он относится так же ответственно, как и к печатным словам.

И еще меня поражает то, что в своем возрасте он сохранил в себе дар критика. Я знаю, как это непросто, как с годами непрерывное общение с "субъектами" твоей критики тебя затягивает ряской близких личных знакомств, "вхождения в положения" своих творческих друзей и т. п. Надо очень любить свое ремесло, чтобы оно не превратилось в болото. Валерию Семеновичу это удалось. Наверное, потому, что он всегда волнуется за то, что он делает. Это волнение чувствуется во всех его статьях и интервью. А это не достигается профессионализмом. Это им обычно убивается.

Но Кичин вообще парадоксальный человек. Оставаясь старомодным, дружит с айпэдом, интернетом, ведет блоги, затевает интерактивные кинофестивали... По-моему, он и к новейшим техническим средствам относится с каким-то детским интересом: надо же какие штуковины изобрели, а вот мы их сейчас попробуем!

Джентльмен легко пересаживается с лошади в автомобиль. Он везде и всегда на своем месте.

Павел Басинский.

Поздравление

Дорогой Валерочка! Более интеллигентного, доброжелательного, обаятельного, нежного и справедливого человека трудно себе представить… А я и не представляю! Я просто тебя люблю.

Твоя Алла Сурикова.

Дорогой Валерий Семенович! Я хочу Вас поздравить с праздником, с Вашим юбилеем!  В первую очередь желаю Вам здоровья и творческих сил, чтобы Вы всегда продолжали работать, писать статьи, книги, выражать свое мнение о фильмах, спектаклях, просто о жизни на страницах "Российской газеты".  Ваше мнение интересно всем, в том числе – мне, режиссеру, которого Вы и хвалите, и критикуете нередко. Всегда  читаю Вас с удовольствием и знаю, что Ваше имя привлекает многих  читателей "Российской газеты". Особенно я благодарен Вам  за постоянный интерес и внимание к театру "Геликон-опера".  Всегда рад Вас видеть   в нашем театре! 

С уважением,

Художественный руководитель "Геликон-оперы", режиссер Дмитрий Бертман.