Но упреки эти не по адресу. В нашу страну готовые продукты и полуфабрикаты ввозятся по умеренной таможенной стоимости. Она является основой для исчисления таможенных платежей, которые поступают в бюджет, - таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость (НДС) и акциза (для подакцизных товаров). Да, таможня взимает эти платежи, но отнюдь не устанавливает их. Ставки ввозных пошлин утверждает Евразийская экономическая комиссия, НДС и акцизы определены Налоговым кодексом. Так что самостийно таможня, даже перед большими праздниками, никак не может поднять ставки пошлин и налогов - это вне ее компетенции.
И стоимость импортных товаров на "выходе" из таможни значительно ниже, чем на прилавках. Так, средняя таможенная стоимость 1 кг привозной свинины составляет 110 рублей, в свободное обращение она попадает по 128. Если взять замороженную говядину, то 140 и 170 руб. Мясопродукты - 140 и 185 соответственно. Разумеется, ни в одном магазине мы не купим мяса по такой цене, потому что потребительские цены формируются в сфере внутренней торговли, причем в несколько этапов.
Ставки ввозных пошлин на алкогольную продукцию варьируются в зависимости от ее вида. Так, например, для вин игристых, асти спуманте, столовых (белых и красных) применяется адвалорная (то есть установленная в процентах) ставка пошлины, которая в среднем составляет 18%. При расчете же импортной пошлины на коньяк и виски применяется специфическая ставка, примерно 18,1 евро за литр стопроцентного этилового спирта.
При импорте алкогольной продукции взимается еще и акциз. Как пояснили "РБГ" в Центральной акцизной таможне, ставки акциза составляют 24 рубля за литр для различных категорий вин и 400 рублей за литр стопроцентного этилового спирта для коньяка и виски. Таким образом, к таможенной стоимости на алкогольную продукцию при ее выпуске в свободное обращение плюсуется в среднем еще 35-45%. Например, вина игристые ввозятся в Россию по цене около 142 руб. за бутылку, а после взимания пошлин и налогов их стоимость составляет 219 руб. Для коньяка эти цифры - 342 и 626 руб., для виски - 344 и 629 руб. соответственно. Но не стоит радоваться, если в магазине вы вдруг заметите привозное вино по более низким ценам - это откровенная подделка. Превышение же цены на прилавке в разы свидетельствует о непомерных аппетитах торговли.
На "магазинные" цены влияют прежде всего затраты компаний оптовой и розничной торговли (например, хранение товара на складах, аренда площадей) и их прибыль. Исходя из условий рыночной системы, каждый хозяйствующий субъект устанавливает розничные цены в соответствии с собственной ценовой политикой. Поэтому на один и тот же товар могут устанавливаться различные цены в зависимости от сложившихся условий - как объективных (объемы закупок и реализации, различные запасы товаров, товарооборот, себестоимость товаров, затраты при приемке, переработке, транспортировке и иные факторы), так и субъективных.
По словам эксперта алкогольного рынка Вадима Дробиза, наценка розницы в среднем составляет 30%, наценка оптовика и экспортера - 20%. Значит, по отношению к цене при выпуске в свободное обращение стоимость одной бутылки должна увеличиться примерно на 70%. Но вся беда в том, что проконтролировать рост стоимости "пол-литры" от пересечения границы до прилавка магазина непросто. Ибо при желании одна и та же закупочная фирма может перепродать партию товара несколько раз самой себе - через "дочек" и "внучек".
Впрочем, управляющий партнер компании Retaility Илья Уваров сообщил "РБГ", что для современной розницы характерны, скорее, предновогодние скидки, нежели дополнительные наценки. "В рознице при профессиональном подходе к управлению товарными категориями уровень наценки никак не соотносится с местом происхождения товаров, - говорит Илья Уваров. - Наценки устанавливаются исходя из общей коммерческой политики ретейлера и стратегии по каждой категории товаров. Если товары импортируются ретейлером самостоятельно, то может устанавливаться более высокий уровень наценки за счет экономии на марже импортера и других посредников. Однако есть устоявшиеся уровни рентабельности по различным категориям товаров в зависимости от формата торговых объектов. С этим уровнем, как правило, ретейлеры соотносят свою наценку, плюс учитывают конкурентную ситуацию по данной категории товара в целом и в данной локации магазина".
Судить по цене о качестве товара можно далеко не во всех случаях, добавил Уваров. Например, в сегменте FMCG это может быть верно для открытых рынков и брендированных товаров категорий "средний+" и "премиум" (алкоголь, сигареты и т п.).