Уральский пимокат рассказала о секретах изготовления валенок

В Крещенские морозы валенки - это самая подходящая обувь даже в городе. Об истории появления валенок на Руси, секретах их изготовления и спросе на валяные изделия корреспондент "РГ" поговорила с мастером-пимокатом, искусствоведом, членом экспертного совета по развитию народных промыслов при министерстве промышленности Свердловской области Марией Волобуевой.

Мария, расскажите, что заставило вас, жителя мегаполиса, заняться народным промыслом?

Мария Волобуева: Отправной точкой для того, чтобы я начала создавать шерстяные изделия, была поездка в Европу. Там я впервые увидела, как люди работают своими руками, и какие прекрасные вещи они создают. Та поездка буквально перевернула мою жизнь. До этого я никогда не занималась народными промыслами. Конечно, в детстве меня научили шить и вязать, но не более того. Мир шерсти и изделий из нее я открывала для себя сама.

Вы у кого-то учились, брали уроки?

Мария Волобуева: Первым делом я стала выяснять, что такое шерсть и что с ней можно делать. Друзья из-за границы присылали мне ссылки на сайты мастеров, делающих скульптуры из шерсти, и постепенно я поняла, что мой путь тоже где-то в этом русле пролегает. Исследовательская работа, волна выставок и поездок буквально захлестнули меня, и, начиная с 2008 года, работа с шерстью стала моей основной деятельностью.

Правда ли, что валенки - это на самом деле не исконно русская обувь, а заимствованная?

Мария Волобуева: Правда. Валенки нам подарили тюркские народы еще в XII веке. Тогда эта обувь выглядела не совсем так, как сегодня. Валенки был мягче и короче. Их надевали под сапоги, как чулки. Так ногу не натирало, и она была всегда в тепле. Вообще, шерсть в культуре тюркских народов - это своего рода оберег. Вот, к примеру, когда пастухи собирались выпасать стада, им жены в дорогу всегда скручивали длинный шерстяной кнут. Когда пастух ложился спать, он раскладывал вокруг себя этот кнут, чтобы ни одна тварь - ни змея, ни скорпион - не подползли ночью и не ужалили.

А на Руси валенки тоже были исключительно мужской обувью?

Мария Волобуева: Нет, вышло так, что у нас укороченные валенки - чуньки - носили по дому женщины, причем круглый год, чтобы ноги всегда были в тепле.

Вообще, изначально валенки были очень дорогими, их могли себе позволить только богатые люди. Они считались очень хорошим подарком на свадьбу. Даже для императриц Екатерины и Елизаветы валяли коротенькие валенки из шерсти специально для них выращенных овец. А фрейлины, когда приходили на балы, спрашивали у императрицы, можно ли им быть в валенках. Казалось бы, где бал, а где валенки. Но все просто: зимой ведь дворцы толком не отапливались, долго ли протанцуешь в туфельках? И только к XIX веку эта обувь становится общедоступна.

А современную длину валенок придумали беглые крепостные мужики. Как говорят, голь на выдумки хитра. Зимой-то по лесу в коротеньких чуньках не побегаешь. Вот так тюркская чунька и превратилась постепенно в наш валенок. А к XX веку они стали настолько востребованы, что их начали производить в промышленных масштабах.

Считается, что самокатные валенки гораздо лучше фабричных. Почему?

Мария Волобуева: В пимокатной промышленности использовали кислоту, чтобы ускорить производственный процесс. Но от этого валенки стали жесткими, неудобными. Кстати, есть простой тест, как узнать, самокатки или фабричные валенки в детстве носил человек. Я спрашиваю у людей: какие эмоции у вас возникают при слове "валенки"? Всегда аудитория делится ровно пополам. Одни говорят, что только отрицательные, другие - только положительные. Так вот, с высокой долей вероятности первые носили фабричные, а вторые - самокатные валенки.

Насколько я знаю, пимокатных предприятий сейчас в Свердловской области нет. А активно ли частники берутся за это дело? Много ли у нас сегодня мастеров-пимокатов?

Мария Волобуева: Пробуют многие. Но остаются в этом деле далеко не все, потому что это действительно тяжелый физический труд. По себе знаю, что одну пару мужских валенок 45-го размера можно две недели делать.

Фабричных производств валенок сейчас по всей России мало. Есть крупное в Татарстане, а в Чувашии очень много пимокатов-частников. Там до сих пор сохранились целые деревни мастеров, которые свои секреты берегут, холят и лелеют и мало с кем делятся.

Насколько широким спросом сегодня пользуются валяные изделия?

Мария Волобуева: В последнее время растет спрос на валенки-сувениры. А на те, что действительно можно носить на улице в мороз, падает. Может быть, это связано с тем, что зимы у нас стали теплыми. Но я заметила: как только температура опускается ниже минус двадцати градусов, мне сразу звонят. Значит, думаю, не забыли.

Расскажите поподробнее о самом процессе изготовления валенок. Вы сказали, что на мужскую пару 45-го размера может уйти до двух недель. А на изготовление женских сколько времени нужно?

Мария Волобуева: Начинается все с заготовки шерсти. Обычно на валенки идет осенняя шерсть. Процесс облегчается, если работаешь с уже вымытой и вычесанной фабричной шерстью. Если все это делать самой, времени, конечно, уйдет больше. А дальше все зависит от изделия.

Домашних чунек за день можно сделать две пары. Потом на декорирование уходит тоже примерно один-два дня. Но иногда бывает и так, что целыми днями не выходишь из мастерской, ищешь образ. Все зависит от конкретного заказа.

Как рождаются идеи для рисунков и композиций на валенках?

Мария Волобуева: Поскольку я пришла в мир народных промыслов через искусствоведение, то за основу у меня часто ложатся современные образы, которые я в процессе работы видоизменяю, переосмысливаю.

А вообще, когда валенок уже готов, я долго примериваю, что ему подойдет. Он как будто сам говорит, чего хочет. Посидишь с ним, повертишь в руках, бывает, и поговоришь, и постепенно приходит понимание, что вот здесь должна быть ветка сакуры, а здесь - розочка; здесь - гроздь рябины, а тут - снего

вичок.