Рост ВВП России в следующем году не превысит 2 процентов

Уходящий год был для российской экономики не самым удачным - в течение всего года наблюдалось замедление темпов роста ВВП, и это несмотря на то, что цена на нефть была благоприятной, а объемы ее продаж - стабильными.

Значительного роста экономики эксперты не ждут и от года наступающего, подчеркивая при этом, что перед страной стоит все та же основная задача - диверсификация экономики и изменение ее структуры таким образом, чтобы доходы государства обеспечивались не только за счет сырьевых отраслей.

- Прогноз по росту ВВП и инвестиций в РФ остается слабым, несмотря на относительно высокие цены на нефть, - отметил замгендиректора Института развития финансовых рынков Валерий Петров. - На фоне снижения темпов экономического роста в значительной степени может усложниться исполнение профицитной части бюджета, так как высокие цены на нефть уже не обеспечивают гарантированного исполнения. Соответственно, возможно два варианта - сознательное увеличение темпов инфляции, что маловероятно, либо снижение расходов. Скорее всего, нас ожидает второй вариант.

Большинство экспертов прогнозируют рост ВВП в следующем году немногим выше 2%, и основные надежды на ускорение связаны с оживлением экономики Европы - ключевого внешнеэкономического партнера России. "Ожидания смягчения монетарной политики, как и в 2013 году, увязаны с инфляционными трендами и достижением инфляцией целевого уровня Банка России (5,5%)", - считает начальник аналитического отдела УК "Капитала" Андрей Верхоланцев. А управляющий партнер PwC в России Дэвид Грей убежден, что России стоит стремиться к темпам роста в 3-5%, для чего надо стимулировать рост в том числе в сегментах среднего и малого бизнеса, а также в развивающихся секторах - в частности, высоких технологиях. "В сегменте МСБ наблюдаются позитивные сдвиги по многим направлениям, и мы видим это на примере нашей собственной деятельности: спрос на наши услуги со стороны компаний этого сегмента растет, даже несмотря на то, что во втором полугодии 2013 года темпы роста экономики снизились", - отметил эксперт.

Он подчеркнул, что крайне важно, чтобы правительство продолжило поддержание роста экономики за счет сокращения бюрократических преград, борьбы с коррупцией, а также снижения затрат на привлечение капитала в экономику, которые определяются восприятием инвесторами качества делового климата и удобства ведения бизнеса.

О том, какие события будут определять развитие экономики и бизнеса в наступающем году, рассказали сами участники рынка.

В первую очередь это, конечно, значительные изменения в регулировании финансовых рынков - уже в марте завершится присоединение к ЦБ Федеральной службы по финансовым рынкам, начавшееся в сентябре этого года. Кроме того, продолжится ужесточение регулирования банковского сектора - уже с завтрашнего дня он перейдет на стандарты Базеля 3, который потребует расчета достаточности капитала по трем нормативам вместо одного. Продолжится и борьба ЦБ с "перегревом" в сегменте потребительского кредитования. "Темпы роста корпоративных кредитов в ноябре составили 14,3% - это максимум с марта 2013 года. Рост розничных кредитов, наоборот, замедлился, так что нисходящий тренд наблюдается уже десятый месяц подряд. Это свидетельствует об успехе ЦБ, обязавшего банки увеличить резервы по самым дорогим, необеспеченным кредитам, с тем чтобы сдержать их рост", - отметила аналитик долговых инструментов УРАЛСИБ Кэпитал Ирина Лебедева.

В марте 2014 года ожидается новое ужесточение нормативов по беззалоговым кредитам, что, как прогнозируют эксперты, еще больше затормозит рост этого сегмента. По мнению Лебедевой, замедление роста розничного кредитования может в итоге оказать позитивное влияние на инвестиции и сегмент корпоративного кредитования. "Потенциально розничное кредитование способно оказать поддержку частному потреблению, однако чистый эффект для экономики сейчас гораздо менее выражен, поскольку значительная часть потребления, финансируемого за счет розничных кредитов, приходится на импортные товары. И, наоборот, существенная часть корпоративных кредитов идет на финансирование инвестиций, которые должны стать мотором экономического восстановления", - сказала эксперт.

Еще одно ожидаемое событие - приватизация некоторых крупных государственных активов. Замглавы Росимущества Иван Аксенов рассказал, что программа приватизации на 2011-2013 годы выполнена почти на 70%, а в 2014-2016 годах предполагается продолжить приватизацию 30% акционерных обществ из числа включенных в программу 2011-2013 годов. При этом в Росимуществе подчеркивают, что сконцентрировались в уходящем году не на количестве продаж, а на получении максимальных доходов в бюджет. На массовой приватизации было заработано 6,2 млрд руб. (вместо плановых 5 млрд руб.).

На прошлой неделе стало известно, что пристальное внимание приватизации намерены уделить правоохранительные органы. В частности, Следственный комитет подготовил пакет поправок, по которым правоохранители смогут проверять участников конкурса, снимать с торгов аффилированных участников, отменять сделки, заключенные в результате сговора, и т.д. А в МВД бороться с преступлениями, касающимися госсобственности, будет специальный отдел. "Формирование отдела связано с желанием правительства получить как можно большие доходы в казну от приватизации в условии негативной экономической конъюнктуры. Однако это, наоборот, может отпугнуть потенциальных покупателей активов", - считает аналитик Инвесткафе Тимур Нигматуллин.

Крупнейшим негосударственным компаниям в 2014 году придется выйти из "привычных берегов" - власти намерены продолжить курс на деофшоризацию экономики.

- Не стоит думать, что события 2013 года положат конец офшорам, - считает председатель совета директоров АКГ "Градиент Альфа" Павел Гагарин. - Но их использование в криминальных или околозаконных целях окажется серьезно затруднено. Конечно, далеко не все офшорные юрисдикции пойдут на подписание двусторонних соглашений, но повлиять на них - дело времени. Даже если будут появляться новые офшоры или активизироваться малоиспользуемые, процесс повышения прозрачности будет набирать обороты. В течение 3-5 лет следует ожидать, что подавляющее большинство офшоров будет охвачено системой автоматического обмена информацией.

Эксперт подчеркнул, что для возвращения капиталов на Родину России необходимо, прежде всего, улучшать налоговое администрирование. "Несмотря на то что в рейтинге Doing Business Россия по этому показателю в 2012 году поднялась со 105-го на 64-е место, налоговое давление на бизнес выросло многократно", - сказал Гагарин. Второй серьезной проблемой для возврата российских денег из офшоров он назвал недостатки законодательства. В частности, отсутствие понятия "траста" и закона о холдингах, а также закона о проектном финансировании, вследствие чего до 80% проектов, которые реализуются в таком режиме в России, имеют юрисдикцию Великобритании, Нидерландов, Люксембурга и других стран.

Значительных перемен ждут также участники страхового рынка - сегмента ОСАГО. Законопроект, направленный на упрощение процедуры страховых выплат и существенно увеличивающий их размер, был принят Госдумой в первом чтении еще весной, однако до второго чтения в этом году так и не дошел. Ожидается, что документ будет все-таки принят Госдумой и вступит в действие уже в 2014 году. Насколько вырастут страховые тарифы по ОСАГО, остается загадкой - впервые их установит Банк России, а не правительство. Страховщики настаивали на необходимости их увеличения на 70%, минфин - на 25%, ЦБ свою цифру пока не назвал. Вопрос этот крайне важный - в России сегодня машин в 3 раза меньше, чем, скажем, в США, а смертей в результате ДТП - больше на 40%.

Самое обсуждаемое нововведение 2014 года - это пенсионная реформа, вводящая с завтрашнего дня мораторий на перечисление пенсионных накоплений от Пенсионного фонда РФ негосударственным пенсионным фондам (НПФ) и управляющим компаниям до тех пор, пока НПФ не акционируются, не пройдут проверку в ЦБ и не вступят в систему гарантирования пенсионных накоплений, а УК - не пройдут проверку в ЦБ. Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов подчеркнул, что НПФ бесперебойно выплачивают пенсии более чем 1,5 млн граждан. Кроме того, по его словам, до 90% всех пенсионных накоплений находится в 30 крупнейших НПФ. Провести аудит этих фондов возможно в течение месяца, убежден он.