Николай Сологубов был признан лучшим защитником на Олимпиаде в Скво-Вэлли

Седьмые зимние Олимпийские Игры прошли в 1960 году в Скво-Вэлли в Калифорнии (США). Для турнира хоккеистов на этом известном горнолыжном курорте, расположенном на высоте почти в 1900 метров, был построен новый ледовый дворец вместимостью 7 тысяч зрителей.
Алексей Хомич/РИА Новости

Свои чемпионские амбиции накануне соревнований озвучили сборные США, как хозяева турнира, и канадцы, представленные любительским клубом "Китченер-Ватерлоо Датчмэн". "Это наш спорт и мы не имеем права проиграть", - с таким девизом выходили играть канадские игроки. В турнире приняли участие девять команд, в том числе, впервые в истории - сборная жаркой Австралии. Первый матч Австралии на мировой хоккейной арене таил политическую интригу. Два родных брата сыграли друг против друга в международном матче! Чехословацкий защитник Франтишек Тикаля против родного брата Зденека, который бежал от коммунистического режима в далекую страну, принял австралийское гражданство в качестве политического беженца.

На первом этапе сборные были разделены на три группы. Две сильнейшие команды из каждой группы играли между собой за призовые места по круговой системе. При этом результаты игр на предварительном этапе не учитывались. В финальном турнире сборная СССР уступила командам США и Канады, а также сыграла вничью с немцами, таким образом, лишившись шансов на золото. Для советских хоккеистов, которые так и не приспособились к меньшим по размерам и узким ледовым североамериканским площадкам, бронза на турнире стала огромным разочарованием. После этой Олимпиады началась резкая смена поколений в советской хоккейной команде. Главный тренер сборной СССР Анатолий Тарасов был понижен в должности и стал помощником Аркадия Чернышева.

Самым упорным, как ожидалось, стал матч между сборными США и Канады. Хозяева Игр выиграли со счетом 2-1 и впервые в истории завоевали звание олимпийских чемпионов по хоккею с шайбой. Любопытный эпизод произошел во время игры сборной США и Чехословакии. Американцы проигрывали после двух периодов со счетом 3-4, которые из-за нехватки воздуха в условиях высокогорья с трудом передвигались по льду.

Тогда к скамейке запасных американцев подошел лучший защитник турнира Николай Сологубов. Игрок сборной СССР посоветовал хоккеистам сборной США в перерыве надеть кислородные маски. "Зарядившись" кислородом, американцы вышли на лед, как новенькие, забросив в ворота соперника шесть безответных шайб.

Кстати, в предварительной заявке сборной США как игрок числился Херб Брукс, тренер-творец "Чуда на льду", победы сборной США на олимпийском турнире 1980 года в Лейк-Плесиде. Но в последний момент он не попал в итоговый список сборной США. Турнир был примечателен тем, что впервые за девять Олимпиад по хоккею с шайбой обладателями золотых наград стали хозяева соревнований, которые выиграли все семь проведенных матчей. Лучшими игроками турнира были признаны голкипер сборной США Джек Маккартэн, защитник советской сборной Николай Сологубов и нападающий сборной Швеции Ниссе Нильссон. Канадец Фред Этчер, который набрал 21 очко (9 заброшенных шайб и 12 передач), был признан лучшим бомбардиром хоккейного турнира в Скво-Вэлли.

Николай Михайлович Сологубов родился 8 марта (по другим данным - 8 августа) 1924 года в Москве. Начал играть в хоккей с мячом в Москве в спортивной секции мясокомбината, куда чуть позже устроился на работу. Когда ему только исполнилось 18 лет, с ним приключилась неприятная история, о которой сам Сологубов никогда не вспоминал. Его обвинили в краже и отправили в штрафную роту воевать на передовой вместе с заключенными. В годы Великой Отечественной войны Николай Сологубов сначала служил на флоте, а затем был переброшен на Ленинградский фронт, где попал в разведроту. В 1943 году он был ранен в ногу, полтора месяца пролежал в госпитале и вернулся на фронт. Лично брал в плен немецких "языков". Всего за годы войны получил четыре ранения.

Во время одного из заданий в тылу врага в феврале 1944 года нарвался на мину. Ему раздробило голеностоп, у Сологубова были перебиты большие и малые берцовые кости. Врачи собирались ампутировать ему ступню. Однако Сологубов не дал им сделать этого, крикнув в операционной "Ступню не трогать!". Врачи отступили. Будущая легенда советского хоккея перенес несколько операций, полтора года провел на лечении в госпитале, но в итоге восстановился.

После окончания войны он был направлен в Забайкальский военный округ. Затем Сологубов перевелся в Хабаровск, где начал играть за местный хоккейный клуб Дома офицеров - СКА в хоккей с мячом. В 1949 году новое увлечение - хоккей с шайбой дошло до Дальнего Востока. Сологубов быстро переключился на эту игру. В 1949 году он вернулся в Москву и попал в ЦДКА, где, (команда меняла названия на ЦДСА и ЦСКА), выступал целых 15 лет.

Именно Сологубов первым в СССР изменил традиционное представление о роли хоккейного защитника: на ледовой площадке он не ограничивался отражением атак соперника, а умел делать практически все, что сейчас требуется универсальному хоккеисту. Смело шел в атаку, не гнушался обводить противника, обладал развитым тактическим кругозором. В любой момент мог взять игру на себя. Был прекрасно сыгран со своим многолетним партнером по ЦСКА и сборной СССР Иваном Трегубовым, которого за границей называли "Иваном Грозным".

Сологубов отлично стоял и катался на коньках. Техника, игровое мышление, железная воля - все, по отзывам специалистов, у Николая Сологубова было на высшем уровне. Вдобавок, он выделялся убойной силы броском, предпочитая бросать шайбу в мертвую зону - на уровне голеностопа вратаря. Как справедливо сказал однажды трехкратный олимпийский чемпион Александр Рагулин, "именно Николай Михайлович был первым прообразом современного защитника".

Несмотря на четыре фронтовых ранения и долгие месяцы, проведенные в госпиталях, Сологубов оставался человеком невероятной физической силы: природные данные позволяли ему мастерски применять силовые приемы. "Колька, скажу я вам, при всех своих приключениях, - чистый был мужик, порядочный. А жилистый какой! Если бил - сразу наповал", - вспоминал выдающийся тренер Николай Карпов, которому после войны довелось играть вместе с Сологубовым. Соперники на льду от него отскакивали, будто от стенки.

"Меня Николай Михайлович обучал своим знаменитым силовым приемам, в том числе фирменному - ловить на "жопёнку", - признавался трехкратный олимпийский чемпион Виталий Давыдов. - Он говорил: "При первом появлении на льду, иди прямо в игрока. Попадешь - он будет твой. Будет бояться, как кролик - удава. Если промахнулся, то все равно нужно продолжать давить, бороться". При этом арбитры редко удаляли его за нарушения, поскольку силовые приемы защитник старался проводить строго в рамках правил. Про Сологубова говорили, что он - единственный, кто мог, не нарушая правил, остановить прорыв на льду гениального Боброва.

"Он был очень одарен физически. Сухой, жилистый, прыгучий. Помню, тренируемся на футбольном поле. Сологуб разбегается и выпрыгивает так, что носком перекладину достает! Ребята обалдели. Попробовали так же - ни у кого не получилось", - вспоминал в одном из интервью последний оставшийся в живых олимпийский чемпион 1956 года по хоккею Виктор Шувалов. Однажды в ходе игры во втором сезоне выступлений за ЦСКА в матче в Свердловске Николай Сологубов получил тяжелую травму - разрыв тонкой кишки. "Бабич прыгнул коньком на живот Николаю Сологубову. Кишки полезли наружу, чуть не помер. Хорошо, что Сологуб такой здоровый был!", - вспоминал Николай Карпов. Медики вынесли вердикт - с хоккеем игроку было необходимо заканчивать, а с военной службы - демобилизоваться. По степени тяжести эта травма не уступала фронтовому ранению шестилетней давности. Однако Сологубов стал тренироваться втайне от врачей, и, спустя несколько месяцев, уже вернулся на лед.

В составе ЦСКА защитник стал девятикратным чемпионом СССР по хоккею с шайбой. До появления в большом хоккее Александра Рагулина, Валерия Васильева и Вячеслава Фетисова Николай Сологубов считался сильнейшим защитником в истории советского хоккея. Долгие годы был единственным в мире хоккеистом, который трижды подряд (в 1956, 1957 и 1960-х) годах признавался лучшим защитником чемпионатов мира. Это достижение потом, кстати, повторили Васильев и Фетисов. На Олимпиаде 1956 года, на которой впервые дебютировала и завоевала золотые награды сборная СССР, Николай Сологубов был признан лучшим игроком обороны. Двукратный чемпион мира, на чемпионатах мира в составе сборной СССР он провел 46 игр, забросив 15 шайб. В 1960 году на зимней Олимпиаде в американском Скво-Вэлли именно Сологубову было доверено нести знамя советской делегации.

Он первым из отечественных игроков обороны забросил в чемпионатах СССР сто шайб. Со 128-ю забитыми голами Сологубов является вторым в списке после Вячеслава Фетисова защитником-снайпером в истории отечественных чемпионатов. В 1988 году был учрежден "клуб Николая Сологубова", куда входят отечественные защитники, забросившие в первенствах СССР и России более 100 шайб. Впоследствии в него стали включать игроков обороны, которые забили более сотни голов за всю игровую карьеру. В этом списке Сологубов занимает 6-е место с 168 заброшенными шайбами.

Со льда Николай Сологубов ушел в возрасте 40 лет. Пытался, но без успеха, тренировать. Последние годы жил в полной нищете - в подземном гараже знаменитого дома-высотки у метро "Баррикадная", квартиру в котором получил за спортивные заслуги. Умер в Москве в августе 1988 года. Похоронен на Востряковском кладбище. Николай Сологубов в 2004 году был введен в Зал Славы Международной федерации хоккея с шайбой.