Первое. Проверить бронирование с помощью сервиса www.checkmytrip.com (для этого нужен 5-значный код и фамилия пассажира).
Второе. В настоящий момент аннулируются билеты, выписанные через пульт AVIA CENTER (вторая строка в квитанции). Прочие бронирования (совершенные, например, через пульт D.T.T) в настоящий момент не отзываются
Третье. Если в результате проверки, система выдает сообщение This trip cannot be found. It may have been canceled (4649) и ваше путешествие приходится на даты после 12 января 2014 года, рекомендуется дождаться официального сообщения Eviterra, которое запланировано на 9 января
Четвертое. В ситуации, если полет запланирован на даты до 12 января, и бронь отменена, стоит рассмотреть вариант покупки альтернативного билета и обратиться в Eviterra после получения официальной информации.
Пятое. Запомните на будущее: покупать авиабилеты лучше через ресурсы авиакомпаний и крупных агентов, которые имеют аккредитацию Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Она необходима, чтобы минимизировать риски. Аккредитация IATA выдается по определенным критериям и определяет надежности того или иного игрока на этом рынке. Международная ассоциация воздушного транспорта является основным координатором расчетов между агентствами и авиакомпаниями.
Аккредитация IATA была и у ресурса Eviterra, что давало ему возможность быть полноправным агентом широкого пула авиакомпаний. Об этом "РГ" рассказали эксперты одного из крупных поисковиков билетов Aviasales.ru.
По их данным, предложения ресурса Eviterra были исключены из результатов поиска в ночь с 29 на 30 декабря 2013 года, еще до того, как была приостановлена выписка билетов через IATA. То есть до того как пассажирам начали аннулировать билеты. Но о том, что знали профессионалы, никто не объявил открыто, так как в международных правилах и в российских законах этого не прописано. Но правила IATA запрещают одностороннюю отмену брони без согласия пассажира. В данном случае, права покупателей защищены меморандумами Ассоциации.
В мире насчитывается несколько глобальных систем бронирования и покупки билетов. К ним имеют доступ авиакомпании, которые выкладывают там свои предложения и агенты-посредники. Последние через свои ресурсы и кассы продают эти билеты. Сами авиакомпании отвечают за свои билетные кассы и за возврат билетов, а вот с агентами сложнее. Ведь иногда вернуть деньги могут только в том месте, где билет был куплен. Но те, кто купил билеты на бланках Транспортной клиринговой палаты как авиационные, так и железнодорожные могут сдать их в любой точке России и вернуть свои деньги. При этом в Палате есть страховой запас на счету каждого перевозчика, который с ним работает.
При этом сама система продаж через кассы посредников в этом году в России изменилась. Авиакомпании начали экономить. Ряд из них снижает проценты для агентов по продаже билетов. Но вводят бонусы для тех посредников, которые продадут от семи и больше процентов их билетов за месяц. А в случае неудачи агенты намерены подстраховаться, и планируют брать за услугу по оформлению билета с покупателя. Но цена такой услуги не может быть высокой, отметил в беседе с "РГ" президент Транспортной Клиринговой Палаты Сергей Ильичев. Конкуренция среди агентов очень высока. Их не меньше 7,5 тысяч, а пунктов продажи билетов не менее 15-17 тысяч. Но гарантии по возврату денег пассажирам дают не все.
По большей части данная сфера регулируется международными правилами. Ведь купить билет можно в России, а сам полет будет из одного европейского города в другой. При этом до недавнего времени к этим системам подключались в основном туроператоры, но популярность программ бронирования гостиниц и билетов для смартфонов и других гаджетов изменила ситуацию. Теперь в топе популярности у пользователей Интернета бронирования билетов самим, как бы без посредников.
Но как оказалось, без посредников не обходится. И многие хотят делать бизнес на перепродаже билетов. А для этого начинают демпинговать, чтобы привлечь к себе покупателей, что приводит к нехватке денег, чтобы расплатиться с перевозчиком или основным агентом, который предоставил доступ к базе данных бронирования билетов. В ней как раз и агрегируется вся информация по билетам. А покупатель билетов видит только сайт посредников, которые черпают информацию из этой базы и через него покупают билеты. Конечно, часть денег от стоимости билета может оседать у такого посредника, либо он работает за вознаграждения от перевозчика. Но деньги, отданные за билет, в любом случае попадают сначала агенту, а потом поступают перевозчику. Получается, что иногда действует принцип пирамиды, когда деньги у агента заканчиваются, и расплатиться с перевозчиком он не может. А билет пассажир вроде уже купил. Но права пассажиров в любом случае здесь защищены IATA.
Те же, кто приобрел билеты у авиакомпании, а она обанкротилась и при этом отказалась возвращать деньги пассажиру, имеют один выход: подавать иск в суд и ждать, когда по процедуре банкротства начнут продавать имущество и отдавать долги перевозчика, констатировали "РГ" в Росавиации. Конечно, пассажирам - в первую очередь. Но бывает так, что имущество довольно скудное, авиапарк взят в аренду, также как и помещения, оборудования. Поэтому, чтобы не остаться без денег и билетов, нужно внимательно читать условия договора перевозки при продаже билета и выбирать перевозчика с надежной репутацией. Обычно у таких и подготовка экипажей и состояние самолетов нормальное, отмечают эксперты.
Кстати
Eviterra объявила, что билеты с вылетом с 6 по 11 января включительно будут восстановлены, все вылеты состоятся на запланированных пассажирами рейсах.
Касательно вылетов, которые должны состояться после 12 января, по-прежнему продолжаются переговоры по их восстановлению.
Тех, кто уже улетел на отдых заверяют, что их билеты действительны и аннулированы не будут, вне зависимости от даты обратного вылета.
Информацию обещают вывешивать по адресу https://eviterra.com/