На сцене уральского Коляда-театра дебютировали травести

В Коляда-театре - пополнение, в численных показателях оно не слишком велико: две актрисы ростом по 1,43 метра. Зато труппа выиграла в качестве: обе они работают в редком на современной сцене жанре травести: играют озорных мальчиков-с-пальчик, а также развязных отпрысков Манилова - Фемистоклюса и Алкида.

Травести - амплуа для изящных актрис, воплощающих на сцене образы детей и маленьких зверюшек, - сейчас пренебрежительно принято называть "уходящей натурой" и "атавизмом". Специалисты отыскали множество предпосылок вырождения травестийного (да и любого другого) амплуа, в том числе эстетические: дескать, в современном театре такого понятия в принципе не существует, теперь режиссерам требуются универсальные актеры, способные сыграть любую роль - от зайчика Пети до Гамлета. Более материальные причины кроются в акселерации и моде на высокий, "модельный", рост, а также в заколдованном круге: режиссерам не требуются малорослые актрисы, которых не выпускают театральные вузы, потому что они не требуются режиссерам…

- Да никуда травести не денутся! - успокаивает доцент Екатеринбургского театрального института Александр Блинов. - Сейчас время ангелоподобных мордочек прошло, "усредненной красоты" актеры больше не в тренде, взят курс на характерность... Пока в нашей стране есть детские театры, пока играют "Снежную королеву", до тех пор на травести будет спрос. И в театральные вузы малорослых девочек продолжают брать - в зависимости от уровня одаренности. Божий дар - вот что главное, а вовсе не рост.

Пришедшая в театр Ксения Капарулина поступала в театральный институт пять раз, пока ее вместе с Настей Паньковой не взял на свой курс Николай Коляда. Ксения - старшая из его студентов и самая маленькая по росту. Дети-зрители, чутко реагирующие на любую фальшь, одобряют проказы ее непосредственного Мальчика-с-пальчик. Энергетики Ксении, как кажется, хватит на освещение всей улицы, а не только зрительного зала театра.

Во время гастролей "Современника" в Екатеринбурге Коляда привел своих учениц к Лие Ахеджаковой - травести с многолетним стажем. Лия Меджидовна, как и девочки, небольшого роста, напутствовала:

- Сначала лет десять поиграете разных пионеров, а уж потом и другие роли станете получать…

Это амплуа требует уникальных психофизических данных: помимо малого роста - умения сыграть ребенка так, чтобы быть им, а не казаться, без какого бы то ни было грима, с выбеленными бровями и в тугом корсете (девиз травести - "всегда утяжечка").

Актриса Екатеринбургского ТЮЗа Любовь Ворожцова - самая знаменитая травести и единственная обладательница национальной театральной премии "Арлекин" на Урале. На улицах Екатеринбурга к ней часто подходят уже взрослые зрители, благодарят за замечательных Бемби, Буратино, Лорда Фаунтлероя или Нахаленка (эта роль отмечена премией Ленинского комсомола).

- Воспитать травести непросто - это тонкая ювелирная работа. Редкий педагог возьмет на себя такую ответственность. Одни из-за лености, другие опасаются: вдруг девочка вырастет. Тут нужно чутье, которое дано не всякому, - утверждает народная артистка России Ворожцова.

Любовь Эвальдовна окончила экспериментальный курс театрального училища, куда после восьмого класса ее взял Юрий Жигульский. Она сделала карьеру "акселерата": на сцене с 16 лет, в 27 получила звание заслуженной артистки, а в 30 - народной. Сейчас, в суровое для ее родного ТЮЗа время реконструкции и скитаний по чужим сценам, она играет Муху в "елочном" спектакле - сугубо отрицательный персонаж; проникновенно, трагично и точно работает в моноспектакле "Оскар и Розовая дама", о котором один из зрителей-школьников высказался: "Как в храм сходил". В Коляда-театре на "разовых выходах" она занята в "Бабе Шанель", в "Мертвых душах" играет сексапильную Манилову, в "Женитьбе" - девушку-невесту Агафью Тихоновну.

- То, что я маленькая (143 сантиметра), никогда не имело для меня никакого значения, - говорит Ворожцова. - Сейчас я и возраста не ощущаю.

Ее коллега по ТЮЗу, бессменная Снегурочка на губернаторских елках, Алеся Маас, на 35 лет позже окончившая театральный институт, также далека от комплексов: "У меня рост, как у Эдит Пиаф, 152 сантиметра. Да и Мадонна ненамного выше".

- Сейчас режиссеры редко используют амплуа травести. Конечно, интересно, когда мальчика играет здоровый мужик, но есть задачи, которые на сцене может решить только хрупкая актриса, - признается Алеся.

Главреж театра Николай Коляда гордится малорослым пополнением труппы.

- Они украшают сцену, - утверждает он. - Видели бы вы, как Ксения танцует с Антоном Бутаковым, у которого рост больше двух метров!

Справка "РГ"

Травести - театральное амплуа, требующее исполнения роли другого пола; преимущественно актриса, играющая роли мальчиков или юношей.

Кстати

Изменение театральных стандартов физических данных хорошо иллюстрирует ситуация в балете. До начала 90-х годов в классическом танце крайним пределом считались 42 килограмма веса при 165 сантиметрах роста, рослых девочек просто отчисляли из балетных школ. И неслучайно: маленькие люди, по определению, подвижны и скоординированы лучше крупных, что в танце более чем важно. В свое время Одри Хепберн не взяли в Королевский театр именно из-за высокого (170 см) роста. Великая Майя Плисецкая (167 см) считалась высокой балериной, а сейчас Наталья Макарова (168 см) - ниже среднего роста труппы. Первой солисткой выше 170 см стала Ульяна Лопаткина, которая в 1991-м поступила в Мариинский театр. Сегодня для столичных балерин рост 170-180 см стал нормой. Из балетных школ теперь, как правило, отчисляют низкорослых.