По информации "РГ", заключительная часть перехода, а маршрут на этом участке пролегал через Средиземное море, Суецкий канал, Красное море, Аденский залив и Аравийское море, прошла сравнительно спокойно. Чего не скажешь о Северной Атлантике, где кораблю и экипажу пришлось испытать сильнейший шторм. Следовавший вместе с авианосцем индийский корвет даже получил трещину в корпусе, которую пришлось экстренно заделывать в Лиссабоне. Эта плановая остановка (и временная передышка для людей) оказалась совсем не лишней.
Вместе с экипажем на авианосце "Викрамадитья" находилась и продолжает оставаться в Индии команда российских специалистов во главе с ответственным сдатчиком-инженером "Севмаша" Игорем Леоновым. Всего на переход было прикомандировано 174 человека. Помимо общих обязательств по гарантийному сопровождению материальной части корабля им предстояло провести испытания систем кондиционирования и холодильных установок в обстановке южных морей, где температура воды и окружающего воздуха заметно отличаются от условий Мурманска и Северодвинска.
Такие испытания, начатые уже в Аденском заливе и Красном море, показали расчетную работу техники. При температуре воздуха и воды около 28 градусов в каютах поддерживались требуемые 20-25 градусов. В машинно-котельном отделении, где охлаждение обеспечивается (по проекту) забортной водой, столбик термометра поднимался до 40 градусов - но это издержки, с которыми сталкиваются на большинстве надводных кораблей.
Помимо испытаний и тестирования "в домашней обстановке" наиболее ответственных корабельных систем, экипаж коммодора Берри на подходе к родным берегам принял участие в тактических учениях совместно с другими кораблями индийских ВМС. Поднимавшиеся на борт "Викрамадитьи" старшие офицеры не скрывали восхищения эффективной работой и возможностями радиолокационной станции корабля и его мореходными качествами.
Седьмого января, когда православный мир отмечал Рождество, авианосец прибыл в точку назначения и бросил якорь на рейде военно-морской базы Карвар у побережья индийского штата Карнатака. Перед этим была сделана особая отметка в вахтенном журнале: с начала испытаний под именем "Викрамадитья" корабль прошел в общей сложности 30 тысяч морских миль. Еще через день, 8 января, авианосец встал к своему причалу.
Вслед за индийскими военными моряками получили возможность сойти на берег - впервые за все время перехода - и российские специалисты. Большая часть из них в ближайшее время вернется на родину, а 75 человек останутся в Индии и вместе с экипажем продолжат выполнение плановых задач по вводу авианосца в боевой состав индийских ВМС. По сведениям индийских источников, этот процесс займет от трех до четырех месяцев.
Уже 15-16 января, по нашим сведениям, экипаж коммодора Берри отправится в море для отработки учебно-боевых задач. А в феврале, по неофициальной информации, корабль ждут в порту Мумбаи, где планируется организовать его торжественную встречу. Как ожидают, в ней примут участие премьер-министр Индии Манмохан Сингх и гости из России.
Когда авианосец "Викрамадитья" был на подходе к родным берегам, на вопросы "Российской газеты" согласился ответить генеральный директор ПО "Севмаш" Михаил Будниченко.
Почему к экипажу авианосца "Викрамадитья" на период его перехода к месту базирования прикомандировано почти две сотни российских специалистов? Вы не были уверены в безотказной работе техники? Или не вполне доверяли практической выучке индийского экипажа?
Михаил Будниченко: Инициатива о нахождении на корабле специалистов предприятия во время перехода принадлежит индийской стороне, это определено условиями контракта. Техника сложная, и для того, чтобы в любой момент помочь нашим индийским коллегам в эксплуатации оборудования, было принято решение о присутствии на авианосце российских специалистов. Это лучшие представители предприятия и организаций-контрагентов. А в том, что техника работает безотказно, мы не сомневаемся. Это показали морские испытания корабля, которые проводились в течение двух лет.
Самых квалифицированных специалистов, что надолго уходят с завода, не жалко было отдавать?
Михаил Будниченко: Это очень ответственная работа, и нам не безразлично, насколько качественно будет выполняться сопровождение корабля в гарантийный период. Именно поэтому направлены одни из лучших специалистов, представляющих лицо предприятия.
"Севмаш" в 2004 году, когда подписывался контракт по авианосцу, и "Севмаш" сейчас: что изменилось на предприятии за это время? Каким новым опытом обзавелась верфь благодаря индийскому заказу?
Михаил Будниченко: Хочу поблагодарить всех, кто принимали участие в реализации этого крупномасштабного международного проекта. Аналогов той работы, которую провел "Севмаш" по ремонту и модернизации авианосца, в мировом судостроении не существует. Кроме полученного производственного опыта, навыка работы с иностранным заказчиком, на предприятии была проведена модернизация производства. Корабелы освоили новые судостроительные технологии: по изготовлению и сборке корпусных конструкций, перевода надводного корабля в наливной бассейн и многое другое. Очень сложным оказался процесс размещения оборудования, трубопроводов и систем на корабле. Это уникальный опыт для предприятия "Арктика". Все эти знания помогут нам в модернизации крейсера "Адмирал Нахимов".
Все, что связано с авианосцем "Викрамадитья", стало непростым испытанием для "Севмаша". С учетом этого знания как поступили бы вы, случись подписывать подобный контракт в подобных условиях?
Михаил Будниченко: В то время этот контракт "Севмашу" был необходим. Он помог предприятию выжить в сложных условиях, когда судостроительная промышленность переживала тяжелейший кризис. Конечно, на пути реализации проекта оказалось много подводных камней, о которых мы не знали при заключении контракта. Но работа была интересной и дала нам много знаний. И теперь, делая выводы из накопленного опыта, хочу сказать, что если бы нам довелось вновь заниматься ремонтом и модернизацией авианосца, то мы справились бы с этой задачей намного быстрее: создана кооперация предприятий, ясен сам принцип ремонта подобных кораблей. Ведь кроме ценового вопроса в отношении ремонта и модернизации авианосца было много производственных.
К примеру, как соединить испытания авиационно-технических средств корабля и специальных совместных летных испытаний? В испытании крейсера "Адмирал Кузнецов", который строился на Николаевском судостроительном заводе, принимали участие сотни предприятий Советского Союза. Проведение испытаний "Викрамадитьи" были возложены фактически только на "Севмаш". Мы благодарны всем, кто нам в этом активно помогал - Минпромторгу, Объединенной судостроительной корпорации, Военно-морскому флоту, РСК МиГ, ОАО "Камов", Государственному летно-испытательному центру имени В.П. Чкалова, Невскому проектно-конструкторскому бюро и многим другим. В течение всего периода ремонта и модернизации мы тесно сотрудничали с "Рособоронэкспортом" и Федеральной службой военно-технического сотрудничества. Во время испытаний корабль подтвердил свои прекрасные маневренные качества и состоялся как авианосец. На пути в Индию он замечательно показал себя, пройдя в условиях шторма Атлантический океан.
Готов ли "Севмаш" с учетом обретенного опыта развивать у себя крупнотоннажное надводное судостроение? И взяться, если поступит такой заказ, за строительство - с нуля - современного авианосца?
Михаил Будниченко: Компетентность "Севмаша" в этом вопросе неоспорима. Сегодня ни у одного предприятия России нет опыта строительства такого надводного корабля, как авианосец, кроме нашей верфи. Николаевский судостроительный завод, строивший авианесущие крейсера, остался за границей. Более того, если обратиться к истории, то "Севмаш" строился именно как завод, нацеленный на создание надводных кораблей. 21 декабря 1939 года на стапеле был заложен первый надводный корабль - линкор "Советская Белоруссия". К середине 1950-х годов верфь сдала флоту 46 кораблей, в том числе два крейсера, 20 эсминцев и более тридцати различных судов гражданского назначения. И лишь спустя полтора десятилетия предприятие было переориентировано на создание подводного флота. Поэтому, если будут заказы по надводному судостроению для Военно-морского флота России, то "Севмаш" готов к их реализации.