Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.01.2014.
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (далее соответственно - организация, государственная программа, субсидия).
2. Субсидии предоставляются организациям, прошедшим конкурсный отбор на право получения субсидии (далее - конкурс), на компенсацию части затрат на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, непосредственно связанных с созданием продукции в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности (далее - научно-исследовательские работы).
3. Под приоритетными направлениями гражданской промышленности в настоящих Правилах понимаются соответствующие государственной программе (подпрограммам в рамках государственной программы) направления промышленности, осуществление деятельности по которым способствует:
а) созданию новых экономически эффективных и экологически безопасных производств;
б) развитию промышленного производства в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции;
в) росту производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования и созданию высокопроизводительных рабочих мест;
г) созданию условий для продвижения инновационной российской продукции и технологий на мировые рынки;
д) повышению энергоэффективности и ресурсосбережения.
4. Субсидии из федерального бюджета предоставляются в соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Субсидии перечисляются ежегодно в 2014-2016 годах на финансовое обеспечение (компенсацию) части затрат на научно-исследовательские работы, возникающих не ранее календарного года получения субсидии, в том числе до заключения договора о предоставлении субсидии.
5. Комплексными инвестиционными проектами по приоритетным направлениям гражданской промышленности (далее - инвестиционный проект) в целях настоящих Правил признаются инвестиционные проекты, отвечающие следующим критериям:
а) инвестиционный проект относится к одному из технологических направлений, определяемых в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
б) реализация инвестиционного проекта обеспечивает осуществление организацией комплекса мероприятий, направленных на решение задач и достижение целевых показателей и индикаторов государственной программы, в том числе показателя, связанного с интенсивностью затрат на технологические инновации организаций промышленного производства (доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства);
в) реализация инвестиционного проекта предусматривает расходы:
на приобретение или долгосрочную аренду земельных участков под создание новых производственных мощностей;
на разработку проектно-сметной документации;
на строительство производственных зданий и сооружений;
на приобретение, сооружение, изготовление, доставку основных средств (в том числе таможенные пошлины и таможенные сборы), строительно-монтажные и пусконаладочные работы, приобретение оборудования для осуществления деятельности, указанной в подпункте "а" настоящего пункта;
г) инвестиционный проект предусматривает инвестирование заемных средств организацией - получателем субсидии в объеме не более 70 процентов общего объема инвестиций в этот проект;
д) общая стоимость инвестиционного проекта составляет от 150 млн. рублей до 2 млрд. рублей.
6. Определение технологических направлений по соответствующим государственной программе (подпрограммам в рамках государственной программы) приоритетным направлениям гражданской промышленности в целях обеспечения отбора организаций для предоставления субсидии осуществляется комиссией по предоставлению субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов (далее - комиссия).
Порядок определения технологических направлений и формирования перечня технологических направлений утверждается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
II. Порядок проведения конкурса на право получения субсидий
7. Конкурс проводится Министерством промышленности и торговли Российской Федерации не более 2 раз в год.
8. В процессе обеспечения подготовки проведения конкурса Министерство промышленности и торговли Российской Федерации:
а) определяет целевые индикаторы и показатели эффективности реализации инвестиционных проектов для каждого технологического направления;
б) определяет количество организаций - получателей субсидии, представляющих инвестиционные проекты в рамках технологических направлений, и максимальный размер субсидии, предоставляемой организациям - получателям субсидии;
в) определяет требования к содержанию и оформлению бизнес-плана инвестиционного проекта, представляемого для участия в конкурсе, и размещает их на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");
г) образует конкурсную комиссию и утверждает положение о ней;
д) разрабатывает конкурсную документацию, включая техническое задание для каждой темы конкурса с указанием ожидаемых результатов;
е) определяет минимальный объем реализации инновационной продукции, которая будет создана с использованием результатов научно-исследовательских работ, с указанием его в конкурсной документации;
ж) разрабатывает проект договора, заключаемого Министерством промышленности и торговли Российской Федерации с организацией - победителем конкурса, о предоставлении субсидии на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил (далее - договор);
з) утверждает форму отчета о целевом использовании субсидии в рамках инвестиционного проекта;
и) утверждает методику проведения экспертизы результатов реализации инвестиционного проекта и размещает ее на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в сети "Интернет";
к) определяет начальный (максимальный) срок реализации инвестиционного проекта (лота) и указывает его в конкурсной документации.
9. Рейтинг заявок, представленных на конкурс, определяется в соответствии с методикой определения рейтинга заявок, представленных организациями на конкурс на право получения субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов, по формуле согласно приложению N 1 к настоящим Правилам по следующим критериям:
а) объем реализации инновационной продукции, которая будет создана с использованием результатов научно-исследовательских работ, полученных в ходе реализации инвестиционного проекта, рассчитанный как объем средств (рублей, в ценах и условиях 2014 года), вырученных исполнителем и (или) третьими лицами от реализации продукции инвестиционного проекта в течение действия договора;
б) размер субсидии, запрашиваемой на реализацию научно-исследовательских работ в рамках инвестиционного проекта;
в) количество разработанных технологий мирового уровня, прошедших опытную отработку или переданных в производство;
г) количество полученных патентов и (или) секретов производства (ноу-хау);
д) срок реализации инвестиционного проекта (срок, в который предполагается обеспечить достижение всех заявленных целевых показателей инвестиционного проекта);
е) количество вновь создаваемых высокопроизводительных рабочих мест в рамках инвестиционного проекта, заявленное в справке, подписанной руководителем организации.
10. Для участия в предварительном отборе участников конкурса организация должна представить не позднее чем за 15 дней до объявленного дня проведения конкурса следующие документы:
а) заявление о намерении участвовать в конкурсе, составленное в произвольной форме и подписанное руководителем организации;
б) копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (в случае непредставления организацией такого документа по собственной инициативе Министерство промышленности и торговли Российской Федерации запрашивает его самостоятельно);
в) сведения о среднесписочной численности работников за год, предшествующий календарному году подачи заявления о намерении участвовать в конкурсе, по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой, а также справка о наличии в штате организации квалифицированного персонала численностью не менее 50 человек, подписанная руководителем организации;
г) расчет обеспеченности организации технологическим и испытательным оборудованием для реализации инвестиционного проекта, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании участнику конкурса либо его дочерним, зависимым, управляемым обществам и находящимся на территории Российской Федерации, с балансовой стоимостью не менее 150 млн. рублей, подписанный руководителем организации. При расчете обеспеченности организации технологическим и испытательным оборудованием может быть учтено такое оборудование, принадлежащее обществам, по отношению к которым организация является дочерним, зависимым или управляемым обществом, при условии документально подтвержденного согласия со стороны каждого такого общества на использование в целях реализации инвестиционного проекта его технологического и испытательного оборудования, находящегося на территории Российской Федерации;
д) копии документов, подтверждающих наличие у организации необходимых для реализации инвестиционного проекта и принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений и сооружений общей площадью не менее 500 кв. метров, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях и сооружениях);
е) справка, представленная в произвольной форме, о наличии успешного опыта реализации подобных инвестиционных проектов, в том числе по их выводу на плановую окупаемость, обеспечению достижения запланированных показателей экономической эффективности, подписанная руководителем организации;
ж) справка, подтверждающая, что в отношении организации в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) не возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).
11. Список организаций, прошедших предварительный отбор участников конкурса, размещается на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в сети "Интернет" не позднее чем за 5 дней до объявленного дня проведения конкурса.
12. Для участия в конкурсе организации, прошедшие предварительный отбор участников конкурса, должны представить не позднее чем за один день до объявленного дня проведения конкурса следующие документы (прошитые, пронумерованные, скрепленные печатью организации, в запечатанном конверте):
а) бизнес-план инвестиционного проекта, предусматривающий выполнение научно-исследовательских работ, производство и реализацию продукции и инвестирование заемных средств организацией - получателем субсидии в объеме не более 70 процентов общего объема инвестиций в инвестиционный проект;
б) гарантийные письма инвесторов (соинвесторов) и (или) кредитных организаций или государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" о готовности предоставить финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией инвестиционного проекта, в размере, составляющем не более 70 процентов общего объема инвестиций в инвестиционный проект;
в) письма кредитных организаций или государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (в случае необходимости привлечения кредитных средств для реализации инвестиционного проекта), указанные в подпункте "б" настоящего пункта, содержащие сведения об эффективности планируемых инвестиций в инвестиционный проект и подготовленные на основе результатов анализа бизнес-плана инвестиционного проекта организации.
13. К рассмотрению могут приниматься инвестиционные проекты, реализация которых начата организацией самостоятельно.
14. В рамках обеспечения проведения конкурса Министерство промышленности и торговли Российской Федерации:
а) публикует не менее чем за 30 дней до вскрытия конвертов извещение о дне проведения конкурса на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в сети "Интернет" с указанием срока, места и порядка предоставления конкурсной документации, содержащее требования к форме и составу заявки на участие в конкурсе;
б) регистрирует в порядке поступления заявки и документы, указанные в пунктах 10 и 12 настоящих Правил, в специальном журнале, который должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;
в) проверяет комплектность и достоверность информации, указанной в документах, представленных организацией в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и при необходимости уточняет (запрашивает) не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения конкурса необходимую информацию у организации-заявителя;
г) размещает список организаций, прошедших предварительный отбор участников, в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил;
д) направляет организации письменное уведомление об отказе в допуске к участию в конкурсе с указанием причины такого отказа не позднее 30 дней со дня опубликования списка организаций, допущенных к участию в конкурсе;
е) вскрывает конверты публично во время и в месте, указанные в извещении о проведении конкурса, и проверяет наличие документов, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил, а также осуществляет оценку бизнес-планов инвестиционных проектов на их соответствие пункту 5 и подпункту "а" пункта 12 настоящих Правил. По итогам вскрытия конвертов оформляется протокол вскрытия конвертов с перечнем организаций, допущенных к участию в конкурсе, который подписывается всеми присутствующими членами комиссии и размещается на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в сети "Интернет" в день вскрытия конвертов с заявками и документами на участие в конкурсе;
ж) проверяет в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола вскрытия конвертов соответствие документов условиям, установленным конкурсной документацией, и составляет рейтинг заявок в соответствии с указанными в пункте 9 настоящих Правил критериями по формуле, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам. На основании рассчитанных рейтингов заявок комиссией каждой заявке на участие в конкурсе присваивается порядковый номер. По итогам оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе оформляется протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в течение дня, следующего за днем окончания проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе составляется в 2 экземплярах, один из которых хранится в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации;
з) в течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе передает победителю (победителям) конкурса 1 экземпляр протокола и проект договора, прилагаемый к конкурсной документации и содержащий условия исполнения договора, предложенные победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе. Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе размещается на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в сети "Интернет" в течение дня, следующего за днем его подписания;
и) подписывает договор с победителем (победителями) конкурса или участником, представившим единственную заявку на участие в конкурсе, или с единственным участником, допущенным к участию в конкурсе, не ранее 10 рабочих дней и не позднее 20 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в сети "Интернет" протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе - для участника, представившего единственную заявку на участие в конкурсе, или единственного участника, допущенного к участию в конкурсе).
15. В случае отказа одного из победителей конкурса заключить договор Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заключает договор с организацией, занявшей место, следующее за местом, занятым организацией, признанной победителем конкурса и набравшей наименьший балл среди победителей конкурса.
III. Порядок предоставления субсидии организации
16. По результатам проведения конкурса между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и организацией заключается договор на срок реализации инвестиционного проекта, в котором предусматриваются:
а) цели, условия и порядок предоставления субсидии и ее размер;
б) общий объем инвестиций в инвестиционный проект, в том числе на научно-исследовательские работы (тыс. рублей);
в) план-график финансового обеспечения расходов, связанных с реализацией инвестиционного проекта, включая основные направления затрат, с выделением статей затрат, на возмещение которых будет направлена субсидия;
г) условия перечисления субсидии;
д) перечень документов, которые должна предоставить организация не позднее 1 августа каждого года в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для получения субсидии;
е) целевые индикаторы и показатели эффективности реализации инвестиционного проекта, заявленные организацией в заявке на участие в конкурсе;
ж) право проведения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения организацией условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных договором и настоящими Правилами, и согласие организации на проведение таких проверок;
з) порядок возврата сумм, использованных организацией - получателем субсидии, в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей и условий предоставления субсидии;
и) порядок применения и размер штрафных санкций при установлении фактов отклонения от значений показателей целевых индикаторов и показателей инвестиционного проекта, установленных договором и относящихся к существенным условиям его выполнения;
к) порядок возврата в текущем финансовом году организацией остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году;
л) порядок, сроки представления отчета о реализации инвестиционного проекта и перечень прилагаемых документов;
м) порядок и сроки представления отчета о целевом использовании субсидии;
н) план-график реализации инвестиционного проекта, включающий в себя контрольные события реализации инвестиционного проекта, динамику целевых показателей инвестиционного проекта, а также объемы заемных средств в случае их привлечения для целей финансирования инвестиционного проекта;
о) требование ведения организацией раздельного учета затрат по инвестиционному проекту;
п) иные положения.
17. Основанием для отказа в предоставлении субсидии на этапах реализации инвестиционного проекта является:
а) несоблюдение условий договора;
б) недостижение целевых показателей, предусмотренных планом-графиком реализации инвестиционного проекта;
в) выявление фактов недостоверности представленных организацией сведений в документах, указанных в пункте 18 настоящих Правил.
18. Для получения субсидии организация, с которой заключен договор, представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации не позднее чем за 15 дней до очередной даты предоставления субсидии, указанной в плане-графике финансового обеспечения расходов, связанных с реализацией инвестиционного проекта, следующие документы:
а) заявка на предоставление субсидии, составленная в произвольной форме и подписанная руководителем и главным бухгалтером организации, с указанием размера субсидии и платежных реквизитов организации;
б) справка о понесенных расходах на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил, подписанная руководителем и главным бухгалтером организации;
в) справка, составленная в соответствии с методикой проведения экспертизы результатов реализации инвестиционного проекта, разработанной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
г) справка налогового органа на последнюю отчетную дату, подтверждающая отсутствие у организации неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае непредставления организацией такого документа по собственной инициативе Министерство промышленности и торговли Российской Федерации запрашивает его самостоятельно);
д) справка, составленная в произвольной форме и подписанная руководителем организации, о достижении целевых показателей инвестиционного проекта, указанных в плане-графике реализации инвестиционного проекта;
е) отчет, составленный по форме, утвержденной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, о целевом использовании субсидии, предоставленной организации в соответствии с настоящими Правилами, и размере остатка предыдущей субсидии;
ж) выписки из расчетного счета организации, с которого осуществлялось финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта, заверенные кредитной организацией или государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", в которой открыт расчетный счет организации, с 1 января года, в котором получена субсидия;
з) справка, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером, подтверждающая, что организация не получает из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возмещение затрат на выполнение научно-исследовательских работ, по которым предоставляются субсидии в соответствии с иными актами Правительства Российской Федерации.
19. Субсидия организации предоставляется в соответствии с планом-графиком финансового обеспечения расходов, связанных с реализацией инвестиционного проекта, предусмотренным договором в соответствии с подпунктом "в" пункта 16 настоящих Правил на возмещение затрат, возникших в период действия договора с 2014 года по 2016 год включительно с корректировкой (уменьшением) размера субсидии на размер остатка субсидии, ранее предоставленной организации в соответствии с настоящими Правилами.
20. Размер субсидии не может превышать 100 процентов затрат, направленных на выполнение научно-исследовательских работ в рамках реализуемого инвестиционного проекта, указанного в договоре.
21. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству промышленности и торговли Российской Федерации на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
22. Перечисление субсидии организации осуществляется в установленном порядке на расчетный счет организации, открытый в кредитной организации, в сроки, установленные договором с организацией.
23. Субсидия в случае ее использования не по целевому назначению, а также в случае недостижения целевых показателей, предусмотренных планом-графиком реализации инвестиционного проекта, подлежит возврату в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае если по итогам реализации инвестиционного проекта хотя бы один из показателей и индикаторов эффективности реализации инвестиционного проекта, указанных в договоре, составляет менее 100 процентов значения, заявленного в инвестиционном проекте и определенного договором, то к организации - получателю субсидии применяются штрафные санкции, направленные на взыскание сумм, использованных организацией - получателем субсидии в рамках реализации инвестиционного проекта, размер которых определяется по формуле согласно приложению N 2.
24. В случае нарушения организацией - получателем субсидии условий, установленных при ее предоставлении, возникших в результате наступления обстоятельств непреодолимой силы, штрафные санкции к организации - получателю субсидии не применяются.
25. Информация о размерах и сроках перечисления субсидий учитывается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.
26. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляют контроль за соблюдением организациями условий, целей и порядка предоставления субсидий.