Башкирские вузы взяли на особый контроль

Минобрнауки РФ озвучил очередной список высших учебных заведений с признаками неэффективности, и туда вновь попали башкирские. Неудивительно, что сегодняшних старшеклассников беспокоит вопрос, а не попадет ли выбранный ими вуз в "черный список", не закроют ли его? О процессах, идущих в сфере высшего образования, рассказал на деловом завтраке в "РГ" министр образования Башкирии Альфис Гаязов.

Недавно Рособрнадзор объявил о том, что Бирский филиал Уфимского госуниверситета экономики и сервиса "исключен из реестра лицензий в связи с прекращением образовательной деятельности". Также сообщалось, что несколько уфимских вузов признаны "неэффективными" и им грозит "реорганизация". Это говорит о том, что количество вузов, работающих в республике, может сократиться?

Альфис Гаязов: Нынешняя ситуация была прогнозируемой. В прежние годы несколько высших учебных заведений открыли филиалы в нашей республике, не ориентируясь на реальные запросы экономики региона и на требования, лежащие в основе аккредитации. Они не могли готовить студентов по фундаментальным направлениям, поэтому ориентировались в основном на гуманитариев: экономистов, юристов, педагогов, психологов. При этом давали образование не очень высокого качества и часто по демпинговым ценам. В итоге их выпускники в большинстве своем пополнили ряды безработных.

Отмечу: сегодня стоимость обучения в вузе не может быть ниже 63,5 тысячи рублей в год. Повышение цен - закономерный процесс. Образование дорожает, так как в обучающий процесс внедряются новейшие технологии, кроме того, вузу нужно своевременно оплачивать растущие коммунальные услуги, корректировать зарплату преподавателей и многое другое.

Естественно, у маломощных филиалов, прежде всего, негосударственного сектора, возникают трудности. Сейчас федеральный центр постоянно и целенаправленно мониторит систему высшего образования, выявляя тех, кто работает некорректно. Но это не мера наказания, а возможность исправиться.

Например, в прошлом году Уфимская государственная академия экономики и сервиса попала в список неэффективных из-за малого количества иностранных студентов. Не дотягивал до стандартов и такой показатель, как площадь, приходящаяся на одного студента (должно быть не менее 11 квадратных метров). Не отвечали этим требованиям, прежде всего, филиалы академии, два из которых было решено закрыть. Процедуры завершились только сейчас. Однако парадокс в том, что к моменту объявления результатов прошлогоднего мониторинга академия прошла государственную аккредитацию и приобрела статус университета. Ситуация тут же кардинально изменилась. Сегодня, чтобы поддержать вуз, было решено интегрировать с ним Уфимский механико-технологический колледж и профессиональное училище N10.

Как обстоят дела у других институтов и университетов? Насколько известно, в "черный список" в этом году попали и другие вузы?

Альфис Гаязов: Сегодня при оценке эффективности проверяются показатели трудоустройства выпускников, финансово-экономической, научной, образовательной деятельности. Большое значение имеет число иностранных студентов, а также площади. Но основной причиной включения наших высших учебных заведений в число "неблагонадежных", к сожалению, - невнимательность при заполнении документов.

К примеру, Башкирский государственный педуниверситет был признан неэффективным по нескольким параметрам, прежде всего, из-за недостаточности площадей. Затем выяснилось, что представители вуза не включили в документы учебно-лабораторный фонд.

Аналогичная ситуация с Восточной экономико-юридической гуманитарной академией. В ней учатся порядка 11 тысяч студентов, филиалы размещаются в огромных корпусах практически в каждом крупном городе. Но по документам необходимого количества площадей для обучающихся не хватает. Ошиблись представители академии и в данных о научной деятельности, занизив объемы в несколько десятков раз. Сейчас по этим вузам ситуация нормализовалась.

Из негосударственных учебных заведений неэффективен еще Кумертауский институт экономики и права. Его организовали пять-шесть человек, которые обучали менее 300 студентов заочного и дневного отделения. Также в списке четыре филиала, которые комиссия рекомендовала ликвидировать. Среди них уже закрытый Стерлитамакский филиал Современной гуманитарной академии.

Судьбами всех студентов ликвидированных учебных заведений мы занимаемся, ведем переговоры с головными учреждениями, чтобы студенты могли продолжать обучение в других вузах. Ответственность за это лежит, в первую очередь, на учредителях, но и мы активно занимаемся решением проблемы.

Как скажется закрытие части учебных заведений на общей ситуации в сфере образования региона?

Альфис Гаязов: Думаю, это плановый процесс, который, прежде всего, позволит нормализовать рынок труда, где сейчас преобладает количество специалистов с высшим образованием. По нашим данным, 90 процентов выпускников школ поступают в вузы, в результате мы теряем рабочий класс. Закрытие неэффективных вузов - лишь один из методов перебороть тенденцию. Кроме того, мы на 20 процентов сократили количество бюджетных мест по гуманитарным профессиям и ежегодно значительно повышаем число стипендий для лучших студентов-технарей. Кстати, в этом году самыми востребованными у кадровых заказчиков были специальности технического, строительного, медицинского профиля, а также связанные с IT-технологиями.

Параллельно ведем работу по популяризации рабочих профессий: создаем центры профессиональных квалификаций, в которых будущие работодатели непосредственно участвуют в процессе подготовки кадров, предоставляют свои площади и специалистов.

Первый такой центр формируется на базе Нефтекамского машиностроительного колледжа. Он уже получил 11 миллионов рублей из бюджета республики на модернизацию условий реализации 33 программ профподготовки и повышения квалификации по особо востребованным профессиям. Планируем, что откроем в республике, как минимум, пять таких центров.

Финансироваться они будут, в том числе, и за счет федерального гранта, который получил регион в ходе конкурсного отбора, на совершенствование комплексных региональных программ развития профобразования. В первый год республика получит около 43,5 миллиона рублей, 20 миллионов из них пойдут на создание многофункциональных центров прикладных квалификаций, в том числе один на базе ОАО "УМПО" и уфимских профессиональных лицеев N2 и N52. Отмечу, что в этот проект вкладываются федеральные и республиканские средства по 7,5 миллиона рублей, а также 4,65 миллиона выделит само предприятие.

Говоря о финансах, нельзя обойти вниманием вопрос денежных затруднений при поступлении в вузы талантливых выпускников школ из глубинки. Зачастую стать студентом престижного учебного заведения может лишь тот, у кого есть средства.

Альфис Гаязов: Сегодня ЕГЭ уравнивает шансы сельских и городских выпускников школ, но во многих вузах есть творческий конкурс, также при поступлении учитываются и победы на всероссийских олимпиадах. К сожалению, сейчас еще не везде при поступлении учитывается "портфолио" выпускника. Но в будущем, думаю, все изменится.

Сейчас в федеральном центре пытаются сделать обучение более доступным, дав возможность ребятам брать кредит не только на оплату обучения, но и так называемый "сопутствующий" - на расходы, связанные с учебой (проживание, учебные пособия, питание и другие нужды). Условия этого займа более-менее щадящие: льготная процентная ставка, отсрочка на весь срок обучения и так далее. Хотя я не уверен, что это решит проблему: кредит все равно остается кредитом, не каждый на него решается.

Ключевой вопрос

Если государственные вузы Башкирии на самом деле эффективные и дают качественное образование, то почему же наши выпускники уезжают в другие регионы?

Альфис Гаязов: Отток выпускников действительно значителен. В большинстве своем у нас развита внутренняя миграция по республике. Но ежегодно 5,5 тысячи выпускников школ разных лет все-таки уезжают поступать в Казань, Магнитогорск, Екатеринбург, Самару, Оренбург. Вузы этих городов привлекают ребят доступностью, качеством образования и престижностью. Но и они периодически попадают в список неэффективных, ведь требования меняются ежегодно. Поэтому я бы посоветовал старшеклассникам при выборе своей будущей профессии тщательно исследовать рынок труда на востребованность специалистов и определиться с потенциальным местом работы, а при выборе места учебы - проверить документы образовательного учреждения.