Отныне российские банки обяжут предоставлять исчерпывающую информацию о размере расходов клиента применительно к каждой конкретной банковской услуге.
Сейчас закон требует от банков предоставлять максимальную информацию о затратах, связанных с кредитными договорами. Теперь предлагается ввести аналогичные нормы и в отношении банковских операций.
В частности, это очень актуально для купли-продажи иностранной валюты. Так, на информационных табло операционных касс указывается курс в отношении определенной суммы, но клиенты зачастую узнают об этом только после обмена валюты, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Авторы документа подчеркивают, что информация о стоимости каждой банковской услуги должна доводиться до клиента непосредственно сотрудником банка - одного лишь объявления на табло или на бумаге недостаточно. Что касается операций с банковскими картами, то комиссионное вознаграждение предлагается указывать как на экране банкомата перед транзакцией, так и на чеке по ее итогам.
Любое движение в сторону большей прозрачности в отношениях банков с клиентами - благо, считает научный сотрудник Института "Центр развития" НИУ "Высшая школа экономики" Дмитрий Мирошниченко. Он напомнил, что повышенное внимание государства к операциям по обмену валюты несколько лет назад дало свои плоды. Однако не все операционные кассы, как стали называться обменники, "играют по-честному", и по-прежнему очень привлекательный курс на табло часто оборачивается для клиента разочарованием. Обменяв деньги, люди с удивлением обнаруживают написанное где-то сбоку мелким шрифтом примечание к курсу наподобие "для сумм от 10 000 долларов".
От того, как именно сотрудники банков будут доводить до клиентов информацию о полной стоимости банковской услуги, зависит, насколько "рабочей" будет предлагаемая норма, считает эксперт "РГ". Если устно, то, как говорится, слово к делу не пришьешь, и доказать, что операционист не сообщил полную стоимость услуги, невозможно. Если, конечно, вы не включаете диктофон, переступая порог банка.
Российские банки обяжут регистрировать и хранить информацию о действиях клиентов. Но не обо всех, а только о тех, которые связаны с дистанционными платежными системами. Такие новации вводят вступившие в силу с 7 января 2014 года отдельные изменения в положения Банка России.
"Операторам по переводу денежных средств необходимо обеспечить регистрацию и хранение не менее 5 лет информации о действиях клиентов, включая дату и время осуществления действия, идентификатор клиента, код, соответствующий выполняемому действию, и идентификатор устройства клиента", - сообщили "РГ" в пресс-службе Банка России. Что же касается клиентов банков, то к ним регулятор требований не устанавливает. Значительных доработок оборудования банкирам проводить не понадобится. Значит, и комиссии повышать резона нет.