Давно во Франции вокруг концерта юмориста не кипели такие страсти, как это произошло в эти дни, и связаны они с именем известного комика камерунского происхождения Дьедонне Мбала Мбала.
Дело дошло до того, что его выступление в Нанте (департамент Луара - Атлантика), с которого должен был начаться гастрольный тур по стране, было буквально за пару часов до начала отменено по решению высшей административной инстанции Франции - Государственного совета. Тем самым Госсовет, а это редчайший случай, дезавуировал ранее вынесенное постановление административного суда Нанта, который дал "добро" на концерт Дьедонне, посчитав, что в противном случае будет нарушено его право на самовыражение.
На языкастого, иногда на грани фола, а чаще далеко за его пределами, комика ополчилось практически все французское руководство. Крайне отрицательно о творчестве Дьедонне высказался президент Франсуа Олланд, после чего фронтальное наступление на него развернул министр внутренних дел Манюэль Вальс. Он неоднократно заявлял о том, что высказывания юмориста проникнуты духом "антисемитизма и в них содержатся призывы к ненависти".
О чем идет речь? В первую очередь о спектакле "Стена", в ходе которого, импровизируя, Дьедонне несколько раз позволял себе сомнительного свойства шутки по поводу евреев и Холокоста. Ему также вменяют в вину жест, получивший название "кнель", что в переводе означает "фрикаделька". Считается, что он отдаленно напоминает нацистское приветствие. Сам юморист думает иначе, но в общественном сознании "кнель" стал чем-то недопустимым и чреватым серьезными проблемами. Так в городе Монжерон двое школьников были исключены из лицея за то, что вывесили в Интернете фото, на котором изображены, исполняя "кнельное" приветствие.
Глава французского МВД назвал запрет спектакля Дьедонне "победой Республики" и пообещал, что на этом его борьба против "мерзкого персонажа" не закончится. Это мнение разделяют многие социалисты и их сторонники. Другой точки зрения придерживались несколько тысяч зрителей, которые собрались у концертного зала "Зенит" в Нанте, надеясь весело провести время и посмеяться над едкими "шпильками" комика. Они были возмущены до глубины души. Многие из них посчитали, что запрет спектакля Дьедонне является попранием одной из основополагающих республиканских свобод - свободы слова.
Зрители чуть было не устроили потасовку с полицией, усиленные отряды которой были предусмотрительно стянуты к "Зениту". Однако этого не произошло: Дьедонне обратился к ним через социальные сети, призвав к спокойствию.
После фиаско в Нанте запреты на скандальный спектакль ворохом обрушились на артиста разговорного жанра из Орлеана, Тура, других городов намеченного турне. Загнанный в угол, он ретировался в Париж, где регулярно выступает в театре Main d Or ("Золотая рука"). Однако и там ему не удастся выйти на сцену. Префект полиции Парижа наложил запрет на выступления Дьедонне.