Основные новации, о которых идет речь в документах, обсуждаются уже несколько лет как бизнесом, так и чиновниками. Главная цель планируемых изменений - обеспечить приток долгосрочных инвестиций в отечественную экономику. В сентябре рекомендации по развитию инфраструктурного финансирования были представлены лидерами "Большой двадцатки" и нашли поддержку не только у экспертов. При этом ни у кого нет сомнений, что приоритетным форматом для создания крупных, эффективных объектов инфраструктуры должно стать ГЧП, по крайней мере на данном этапе, с учетом высоких проектных рисков и общего положения дел в экономике.
У России в этом плане уже накоплен определенный опыт, и он показывает, что инструментов для привлечения "длинных денег", даже когда в процессе готов поучаствовать бюджет, у нас остро не хватает. Пока едва ли не единственным реально работающим механизмом ГЧП в России выступает концессия. Такая форма подходит далеко не всем инвесторам и рассчитана на довольно узкий круг отраслей. Для инфраструктурного рывка, в котором государство и бизнес сейчас остро нуждаются, этого недостаточно.
В сложившихся условиях многие компании предпочитают проводить сделки проектного финансирования в зарубежных юрисдикциях, и это положение тоже необходимо менять. Поэтому Совет по инвестициям, созданный при председателе Госдумы Сергее Нарышкине, сразу после формирования начал выработку ключевых для инфраструктурного финансирования положений. Значительная часть наших инициатив, как мы и рассчитывали, отражена в финальных вариантах законопроектов, которые Госдума должна принять в окончательных чтениях уже в весеннюю сессию.
На сложности с получением финансирования указывают бизнесмены самого разного калибра, тем более когда речь идет о длительных сроках реализации проекта. Чтобы банки и другие участники финансового рынка могли свободнее распоряжаться залоговой базой, в законопроекте о секьюритизации детально проработана возможность необратимой передачи секьюритизированных активов. Это не только позволяет снизить риски банка, но и увеличить оборот займов. Ведь продавая один кредит, банк в большинстве случаев может купить другой, более интересный для него.
Одновременно мы стремимся решить смежную задачу: дать возможность операторам проектов расширить круг потенциальных источников средств, не ограничиваясь только банковскими кредитами. Среди ключевых нововведений в законопроекте о секьюритизации появилась норма о специализированных хозяйственных обществах. Предусмотрено два типа таких организаций, которые зависят, в том числе, от состава участников и создаваемого объекта. Фактически это общества проектного финансирования, и в документах для них предусмотрен особый порядок банкротства, позволяющий защищать интересы участников сделки в случае неприятностей.
Большинство выработанных в рамках Совета по инвестициям инициатив нашли поддержку у депутатов. Мы убедились, что у парламентариев есть четкое понимание: законодательную базу по проектному финансированию необходимо как можно оперативнее расширять. Рассматривая поправки ко второму чтению, Комитет Госдумы по финансовому рынку предложил ввести пониженную норму риска при секьюритизации для инфраструктурных проектов. Для специализированных проектных организаций она может быть установлена на уровне 20% от объема выпуска, а для инфраструктуры - 10%.
Перечисленные новые финансовые механизмы - условие необходимое, но недостаточное для полноценного развития инфраструктуры. Нам бы хотелось, чтобы инструмент ГЧП стал повсеместно популярным и удобным форматом реализации проектов.
Законопроект о ГЧП ожидает своего принятия. Сегодня региональное законодательство ушло в этом плане гораздо дальше федерального. Общероссийский закон обсуждается больше 10 лет, и, надеюсь, сейчас мы действительно вышли на финишную прямую. Предполагается, что, кроме всего прочего, законопроект о ГЧП повысит эффективность проектов и уменьшит риски перерасхода средств и коррупции. Ведь речь идет о частных инвестициях, которые вкладываются только после тщательной проработки и расчетов. Законопроект, в свою очередь, описывает критерии, по которым можно оценить целесообразность участия государства в проектах ГЧП. Конкретную же методологию еще предстоит определить правительству.
Целый ряд необходимых поправок, как ожидают в Совете по инвестициям, будет реализован в рамках изменений в концессионное законодательство, которые находятся на согласовании в правительстве. В нем предлагается, среди прочего, распространить практику контрактов "жизненного цикла" на все концессии, а не только автомобильные. Также нам бы хотелось дать инвесторам возможность не привязываться к обязательному типовому соглашению, а учитывать особенности конкретного проекта.
Нерешенным остается вопрос об инвестировании пенсионных накоплений в инфраструктуру. Проектные облигации могли бы стать источником надежного дохода для пенсионной системы. Но, учитывая активную стадию ее реформирования, скорее всего, такие решения будут приниматься уже на следующем этапе.