Инвесторы вложатся в строительство моста через реку Лена в Якутске

В наступившем году Россию ждет бум ГЧП-проектов в области автодорожной инфраструктуры. Самый масштабный из них - строительство моста через Лену в районе Якутска. "Это крайне интересный проект с точки зрения инженерных решений: широкое русло реки, большие ветровые нагрузки, тяжелая ледовая обстановка. Будущий мост очень важен не только для Якутии, но и всего Дальнего Востока, придания импульса его развитию", - говорит руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт.

Общая протяженность инфраструктурного объекта (собственно мост - 3 км - и подходы к нему), возведенного по принципу контракта жизненного цикла, по предварительным расчетам составит более 21 км. Планируется, что государство выделит на эти цели около 40 млрд руб. и еще 17 млрд привнесут частные инвесторы. "Если бы мост строили только за бюджетные средства, вышло бы на 15-20% дороже", - считает Роман Старовойт.

Другой проект - это создание системы автоматического взимания платы (СВП) за проезд по федеральным трассам общего пользования с грузовиков максимально разрешенной массой 12 тонн и выше, чтобы компенсировать затраты федерального бюджета на восстановление автодорог, разрушаемых тяжеловесными автомобилями. "Несмотря на то, что 12-тонники, по статистике, составляют только 3,6% от движущихся по федеральной сети автотранспортных средств, вред, причиняемый ими, оценивается уже в 56% от общей массы", - уверен глава Росавтодора.

В кабине каждого грузовика установят специальный датчик, по которому стационарные приборы на всей сети будут следить за маршрутом фуры. В Центре обработки данных на основании длины пути рассчитают сумму, которую "должен" каждый конкретный грузовик. Она и будет списана с расчетного счета его владельца. Для тех, кто проигнорирует новую систему, которая должна вступить в строй уже с 1 ноября, предусмотрены солидные штрафы (до 1 млн руб.). Общая стоимость проекта - около 25 млрд руб. Он станет реализовываться опять-таки по контракту жизненного цикла: частный инвестор вложит свои средства в разработку, введет систему в строй, раздаст водителям датчики (бесплатно, кстати). И будет получать от государства за обслуживание СВП по 11 млрд руб. ежегодно до 2025 г.

Как ни странно, но не все перевозчики отнеслись к этой идее отрицательно. "Мы воспринимаем введение платных дорог как прогрессивную и положительную меру, - сообщил "РГБ" директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Андрей Попов. - Все логично: перевозчик платит за проезд, за свой груз и вес, а взамен получает качественные дороги, построенные по международному стандарту. На наш взгляд, именно плата за проезд позволит решить одну из давних российских проблем - повышение качества дорог. Главное, чтобы цена соответствовала качеству трассы и была адекватной. Кстати, сегодня многие перевозчики входят в качестве инвесторов в инфраструктурные проекты, особенно активно они реализуются в столичном регионе. Причина проста - дефицит дорог и спрос на капвложения".

"Строительство необходимой инфраструктуры частично за счет частных инвестиций является достаточно эффективным приемом как с точки зрения экономии государственного бюджета, так и для последующей эксплуатации системы сбора платежей, - считает заместитель генерального директора по логистике компании "Молком" Игорь Теренин. - Вкладывая собственные средства, частные инвесторы напрямую заинтересованы в эффективности проекта. Например, в Белоруссии подобный проект государство реализовало совместно с крупной австрийской компанией (KapschTrafficCom), которая выступила и инвестором, и оператором национальной электронной системы сбора платы за проезд по отдельным автодорогам республики".

На рынке РФ сейчас работают более 25 тыс. частных перевозчиков, многие из которых имеют в своем парке всего по 2-5 машин. Для большей части мелких коммерсантов введение дополнительных сборов и пошлин скорее всего станет тем дополнительным бременем, которое они постараются переложить на клиентов. "Но если вводимая плата будет направлена на ремонт дорог, то качество дорожного покрытия рано или поздно улучшится. Необходимо обеспечить должный уровень контроля расходования собранных средств и качества работы подрядных организаций, привлекаемых для реализации соответствующих проектов по ремонту и обслуживанию дорожной сети", - сообщил "РГБ" Игорь Теренин.

Также на прошедшем в конце декабря 2013 года Международном форуме "Транспорт России" замглавы минтранса Олег Белозёров сообщил, что ведомство поддерживает заявку ГК "Автодор" на финансирование из средств Фонда национального благосостояния трех инвестпроектов по реконструкции и строительству автодорог. Речь идет о строительстве обхода подмосковных Балашихи и Ногинска от МКАД до трассы М-7 "Волга", а также комплексной реконструкции М-1 "Беларусь" и М-3 "Украина". Как сообщили в госкомпании, первый проект будет реализовываться по принципу концессионного соглашения с долей частного финансирования 48%. Стоимость проекта - 60,7 млрд руб., срок контракта - 30 лет. По новой шестиполосной магистрали смогут проехать 95-110 тыс. автомобилей в сутки. Реконструкция 100-километрового участка М-1 позволит получить ему статус магистрали категории 1Б, где максимально разрешенная скорость - 120 км/час. Проект будет реализован в рамках концессионного соглашения с платой концедента. Стоимость - 98 млрд руб., доля частного финансирования - 24%.