Селезнев рассказал о перспективах применения новой для России схемы государственно-частного партнерства, когда для реализации инфраструктурного проекта государственная компания или предприятие совместно с частным партнером создает специальную проектную компанию (SPV), а после данная проектная компания на основании соглашения с госкомпаний (предприятием) реализует некий проект. Такая модель позволяет, с одной стороны, обойти ограничения по срокам реализации проекта в бюджетном законодательстве, с другой - за счет долевого участия госзаказчика в SPV - осуществлять текущий контроль и мониторинг за ходом реализации проекта. Правда, данная модель сотрудничества подразумевает значительное финансовое участие частного инвестора и его долю в SPV более 50%, что делает модель привлекательной для государства с точки зрения перекладывания рисков на частного инвестора при сохранении текущего контроля.
Директор департамента инвестиционной политики ГК "Автодор" Дмитрий Головинов на конференции перечислил, какие именно формы ГЧП интересны госкомпаниям. Среди них, по версии "Автодора": доверительное управление, концессионные соглашения с прямым сбором платы (direct toll), долгосрочные инвестиционные соглашения, контракты жизненного цикла, операторские соглашения для обустройства и эксплуатации трасс в платном режиме, а также инвестиционные соглашения на предпроектной стадии.
В частности, "Автодор" с участием бизнеса реализует проекты по созданию и реконструкции участков автомагистралей и федеральных дорог М-11 "Москва-Санкт-Петербург", М-4 "Дон" и М-1 "Беларусь". Их общая стоимость с учетом частных инвестиций в размере 64 млрд рублей составила 143 млрд рублей. В то же время, по словам Головинова, в этом году готовятся к запуску 12 проектов с заявленным объемом инвестиций в 831 млрд рублей (из них 193 млрд - частные инвестиции). Головинов уверен, что в 2014 году нас ожидает настоящий бум проектов ГЧП. Оправдаются ли его ожидания, станет ясно уже скоро.
Механизм привлечения частного капитала и компетенций в реализацию муниципальных проектов пока только напоминает государственно-частное партнерство. Директор по правовой работе "Нижегородского водоканала" Ольга Латышева презентовала опыт концессий в сфере водоснабжения в Нижегородской области.
По ее словам, когда изношенность инфраструктуры в регионе более 80% и на километр труб происходит до двух аварий в год, приоритетным вариантом развития становится комплексная модернизация. Для "Нижегородского водоканала" ее стоимость составила 6 млрд рублей. Однако инвестиционная программа предполагает не только привлечение заемных средств, но и так называемый необходимый рост тарифов примерно на 10% в год. Доклад Ольги Латышевой заставил гостей конференции поспорить, является ли представленная модель взаимодействия администрации Нижнего Новгорода и "Нижегородского водоканала" полноценным примером государственно-частного партнерства.
В частности, заместитель генерального директора компании "Евразийский" Дмитрий Пузанов высказал мнение, что в этом году в России, в особенности с принятием федерального закона о ГЧП, начнется новый процесс в ряде отраслей, в первую очередь в водоснабжении. Его суть сводится к возникновению в России нового явления - так называемого государственно-государственного партнерства (ГГП). Оно предполагает, что компании, которые принято называть государственными, одновременно могут выступить как в роли частного, так и в роли публичного партнера. По его словам, государственно-частное партнерство уже стало привычным в ряде западных стран, например, в ЕС, США и Канаде, и получило название корпоративного ГЧП.
Разногласия о природе государственно-частного партнерства между участниками конференции снял выступавший модератором Павел Селезнев. Он напомнил, что ГЧП до вступления в силу федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" не имеет общепринятого определения, и разные специалисты понимают его по-разному. По мнению Селезнева, задача как раз и состоит в том, чтобы закрепить в сознании людей, что государственно-частное партнерство во всех его возможных трактовках принципиально выигрышно по сравнению с традиционными схемами.
Со своей стороны бизнес уже не сомневается в целесообразности применения ГЧП в России. Президент "Автотор Холдинг" Валерий Драганов возлагает особенные надежды на Tax Increment Financing (TIF) - инструмент финансирования инвестиционных проектов, в том числе в рамках ГЧП, использующий эффект роста налоговых поступлений. К удовольствию собравшихся, спикер назвал механизм "хорошей штучкой".
По словам Павла Селезнева, минэкономразвития уже совершает полезные шаги для развития государственно-частного партнерства, разрабатывая нормативные акты, в том числе в налогово-бюджетной сфере. Участники конференции уверены в том, что необходимо уточнить порядок налогообложения проектов ГЧП в целях повышения их инвестиционной привлекательности, а также привести в соответствие региональную правовую базу, когда будет принят федеральный закон о государственно-частном партнерстве.