Новости

14.01.2014 00:00

Кто выиграет в Сочи?

Эксперты считают сочинскую Олимпиаду важнейшим импульсом развития всего региона
До зимних Олимпийских игр остается меньше месяца. Тренеры, седея, дают последние указания, спортсмены, потея, шлифуют мастерство, букмекеры, потирая руки, принимают ставки. Все думают о победах. Но разных.

А какая победа главная? Та, что останется навсегда. Медали и рекорды останутся в памяти, в учебниках, на пленках и дисках, в музеях. Они бесценны. Но жизнь тем и прекрасна, что продолжается. Ни в коем случае не в обиду спортсменам выскажем банальность: медали одной Олимпиады на другой недействительны.

А это значит, что на Олимпиаде выигрывают не только спортсмены, если, повторим, главная победа та, что остается навсегда. Тогда кто еще? Все мы, если Олимпиада станет ступенькой к улучшению нашей жизни.

Сейчас на втором месте после спекуляций о том, кто сколько выиграет, чей "медальный план" окажется вернее, стоят споры об окупаемости затрат. Тема, несомненно, важная, но ее не следует возводить в абсолют.

Нелепо сравнивать по затратам и доходам, например, недавнюю лондонскую Олимпиаду с сочинской. Уровень жизни лондонцев по различным международным рейтингам как был высоким до Олимпиады, так высоким и остался. Может быть, он даже вырос, но без качественного скачка. Лондонская Олимпиада (с заранее готовой инфраструктурой) была не только спортивным событием, но и не самым сложным инвестиционным проектом.

Перед сочинской Олимпиадой (исходная база которой не идет ни в какое сравнение с лондонской) помимо спортивных стоит и громадная социально-экономическая задача коренным образом улучшить жизнь одного из важнейших российских регионов. Это улучшение произойдет прежде всего благодаря качественно новой инфраструктуре. Именно она приводит инвестиции, создает рабочие места, дает бюджету налоги и оживляет деловую активность.

Экономика игр не сводится к сиюминутному результату, помимо имиджа и политического капитала она рассчитана на импульс в развитии региона. Игры в Сочи, уверен Ярослав Лисоволик, главный экономист Дойче банка в России, дадут значительный экономический эффект, ведь речь идет о развитии крупного региона. Поэтому в отличие от Греции большинство созданных инфраструктурных сооружений будут востребованы и после Игр.

И действительно, после Лос-Анджелеса олимпиады, как правило, приводили к немедленному положительному эффекту для экономики. По данным PWC, проведение Игр повысило региональный валовый продукт в Сиднее (2000 г.) на 6,5 млрд долларов, или 2,78%, в Атланте (1996 г.) - на 5,1 млрд, или 2,41%, в Барселоне (1992 г.) - на 300 млн, или 0,03%, Игры в Сеуле (1988 г.) увеличили ВВП Южной Кореи на 1,4%. А ведь Барселона выручила от своей Олимпиады в 1992 году всего около 3 млн долларов, но вскоре стала всемирной туристической столицей.

Наконец, нельзя забывать, что этот стратегически важный регион России переживает весьма драматичный период в своей многовековой истории. Улучшится жизнь на Северном Кавказе - лучше заживет вся Россия. Эта задача важнее окупаемости. Она приближает нашу общую главную олимпийскую победу.

Так кто и как работает на решение этой задачи? Строители олимпийских объектов разделились на две команды. В одной тон задают частники, для них перспективы окупаемости главная головная боль. Дело, как всем известно, дошло до практически ультимативных требований предоставить налоговые льготы, снизить ставки аренды и главное - реструктурировать кредиты. Такой уж у этой команды горизонт, в ней каждый играет на свою победу.

Вторую команду возглавила компания РЖД. В чем здесь командный стиль? Во-первых, РЖД никогда не играла исключительно на свою победу. С самого начала компания работала на всех строителей, именно она обеспечила всех стройматериалами, построив дороги и склады.

Во-вторых, дороги в Сочи - это не МКАД, приходилось строить не только автомобильные дороги с непростыми развязками, но и прокладывать железную дорогу, тянуть ЛЭП, строить тоннели, причем только один тоннель пробивался через три карстовых зоны. И эта работа уже получила международное признание. По оценке компании Amberg Engineering Ltd, технические и проектные решения строительства тоннелей совмещенной дороги (по оценке Владимира Якунина, данной 4 января 2014 года, именно этот проект - совмещенная автомобильная трасса и железная дорога от Сочи до Красной Поляны был самым трудным, но работа полностью и успешно выполнена) не имеют аналогов в мировой практике тоннелестроения.

В-третьих, команда РЖД играла без срывов и тем более ультиматумов, к этим объектам, сданным четко в срок, претензий нет. Километр построенных РЖД сочинских дорог стоит сопоставимых денег по сравнению со строительством дорог не в Европе, а в Китае.

В матче этих двух команд вклад РЖД в приближение главной олимпийской победы решающий. Еще и потому, кстати, что кто и чем будет заниматься во Дворце спорта, построенном специально для керлинга, еще вопрос. А дороги точно пригодятся всем. Хочешь дойти до общей для всех нас главной олимпийской победы - построй дорогу.