Новости

Бизнес интересуется перинатальными центрами и домами престарелых
Власти столицы намерены включить новые типы социально ориентированных проектов в программу реализации в рамках ГЧП. В их число войдут стоматологические клиники, перинатальные и геронтологические центры.

"Обозначенные направления проектов ГЧП в здравоохранение (геронтологические центры и пр.) находятся в стадии предварительной проработки, разрабатываются экономические и правовые условия реализации таких проектов, - сообщили "РГБ" в Городском агентстве управления инвестициями (ГАУИ). - Так как сейчас речь идет о проработке условий, то говорить о каких-либо утвержденных проектах еще преждевременно. После проработки условий проекты пройдут экономическую и юридическую экспертизу, поступят на рассмотрение в Штаб по вовлечению государственного имущества в хозяйственный оборот, где будет принято решение о реализации городом данных проектов (речь идет о ГЧП-проектах или инвестиционных проектах с привлечением частных инвестиций (льготная аренда и др.). Далее проекты поступают в открытый доступ: проводятся роад-шоу (презентации) этих предложений, они выставляются на открытый конкурс или аукцион, где заинтересованные инвесторы соревнуются за право реализации этих ГЧП проектов.

Бизнес активно проявляет интерес к таким ГЧП-проектам, именно поэтому и было решено проработать вопрос о возможности их реализации, отмечают в ГАУИ. Интерес к этим направлениям сотрудничества с городом проявляет и иностранный бизнес.

- Если есть значительный спрос на услуги объекта, то проект ГЧП может быть реализован по классической концессионной схеме на базе "прямого тарифа". На практике это будет означать, что инвестор создаст соответствующий объект за свой счет, закрепит право собственности на него за Москвой и будет эксплуатировать такой объект в течение срока концессии (как правило, от 7 до 30 лет). При этом возврат вложенных в строительство инвестиций будет осуществляться только за счет прибыли инвестора от эксплуатации, - говорит Роман Чураков, старший юрист инфраструктурной практики Herbert Smith Freehills, - то есть никакого софинансирования со стороны Москвы не потребуется. Более того, в концессионном соглашении можно закрепить условие о "сверхдоходе", при котором концессионер будет обязан делиться с Москвой прибылью, если ее уровень превышает оговоренный сторонами показатель".

Если исследование спроса покажет плановую убыточность проекта либо высокие финансовые риски, то проект может быть реализован с применением механизма "минимальной гарантированной доходности". В данной схеме Москва обязуется доплачивать инвестору в случае, если доход от эксплуатации не по вине инвестора ниже себестоимости объекта, что не позволяет инвестору вернуть капитальные и текущие затраты, инвестированные в объект.

"Разумеется, стоит оценить социальную значимость объекта перед тем, как принимать на себя какие-либо обязательства по софинансированию. Кроме того, Москве следует помнить, что в соответствии с принципами ГЧП столица должна будет предоставить инвестору земельный участок под объект, пригодный для осуществления строительства/реконструкции. Это также потребует отдельной строки в бюджете и значительного времени", - добавляет Роман Чураков.

Наиболее известный проект ГЧП в столичной системе здравоохранения - сделка сети клиник "Медси" (АФК "Система") с правительством Москвы. В 2012 году в обмен на 25% акций объединенной компании правительство Москвы передало "Медси" 5 поликлиник, 3 стационара и 3 санатория (активы ГУП "Медицинский центр управления делами мэра и правительства Москвы"). К участию в сделке были приглашены американский инвестиционный фонд ApaxPartners, специализирующийся на медицинских активах, и РФПИ. Один из интересных проектов уже в сфере социального обеспечения - строительство сети частных домов престарелых, развиваемой Senior Group. К 2015 году планируется довести количество заведений до 25, часть из них будет открыта по программе ГЧП.

В любом случае ни один проект ГЧП не может быть реализован без понятной для частного инвестора выгоды. "Большинство уже существующих и пытающихся действовать схем ГЧП сегодня неэффективны по причине отсутствия ясности и проработанной правовой базы, - считает Ренат Лайшев, президент НП "Дети России Образованны и Здоровы". - Это связано с отсутствием четких механизмов передачи инвесторам соцпроектов. Наиболее интересными и действующими моделями смогли бы стать контракты жизненного цикла. Подобный формат идеально подходит для различных социальных проектов, включая стоматологические клиники, перинатальные и геронтологические центры. Эти проекты будут интересны бизнесу в случае корректировки федерального законодательства и улучшения схем взаимодействия между государством и инвестором".