Одними из основных потребителей карельской древесины являются предприятия целлюлозно-бумажной промышленности. Они нуждаются в 3,5 миллиона кубометров древесины в год. Лесозаводы потребляют до полутора миллионов кубометров пиловочника хвойных пород.
Несмотря на, казалось бы, оптимистические цифры, дефицит древесины для целлюлозно-бумажных предприятий существует, порядка 2,7 миллиона кубометров древесины завозятся на переработку из-за пределов Карелии. В то же время в деревообрабатывающей отрасли отмечается профицит, говорит министр природных ресурсов и экологии Карелии Виктор Чикалюк - в республике заготавливается до двух миллионов кубометров пиловочника, а это значит, что у лесозаготовителей есть возможность направлять часть заготовленного леса на внутренний рынок и экспорт.
А вот по информации Федеральной службы государственной статистики, убытки лесопромышленного комплекса продолжают расти и достигли почти 3,5 миллиарда рублей. Всего в 7,6 раза выросли убытки от заготовки древесины в сравнении с аналогичным периодом 2012 года.
Как подсчитали статистики, самые тяжелые финансовые потери понесла целлюлозно-бумажная промышленность республики, которая всегда давала отрасли основные доходы. Сальдированный убыток составил более двух миллиардов рублей и по сравнению с аналогичным периодом 2012 года вырос в пять раз.
В региональном правительстве считают, что причина в том числе и в отношениях между лесозаготовителями и переработчиками, в первую очередь это касается руководителей целлюлозно-бумажных предприятий. Проблемы, возникшие в последнее время на крупных ЦБК, привели к тому, что потребители не готовы приобретать у лесозаготовителей сырье по существующим ценам. В итоге у лесозаготовителей нет стимула направлять древесину на предприятия Карелии.
В целях сокращения дефицита балансового сырья есть возможность увеличить заготовку леса с помощью выборочных рубок. Но для этого нужен серьезный стимул. Не секрет, что древесина, заготовляемая таким образом, обходится дороже, чем получаемая в ходе сплошных рубок. Нужна и специальная техника, которой у большинства лесозаготовителей нет.
- Между заготовителями и переработчиками должны быть заключены долгосрочные соглашения, которые устроят обе стороны. Цена закупки древесины должна стимулировать заготовителя к увеличению объема заготовок, - уверен министр Чикалюк.
Профессор Петрозаводского государственного университета Илья Шегельман считает, что в настоящее время трудно выстроить стратегию развития лесопромышленного комплекса в целом, поскольку у "крупных игроков" нет планов по развитию производств. Речь идет в первую очередь о лесоперерабатывающих предприятиях, намерения руководства которых не ясны для общественности.
- Если "ДОК "Калевала", Соломенский лесозавод и другие крупные предприятия озвучили стратегию своего развития, то ряд предприятий, прошедших через реорганизации, смены владельцев и руководителей, до сих пор не сумели предоставить убедительные планы, - сказал Илья Шегельман.
И все же, по мнению экспертов, положительные тенденции в лесном комплексе Карелии есть. На три процента вырос объем лесозаготовок и превышает общероссийский показатель на 5,6 процента. Наблюдается положительная динамика в таких видах деятельности, как обработка древесины и производство изделий из дерева, здесь рост 8,7 процента (в России в целом - 0,5 процента).
Снижение же темпов производства отмечено в целлюлозно-бумажном производстве. И связано это с сокращением объема производства газетной бумаги на Кондопожском целлюлозно-бумажном комбинате. На самом предприятии говорят, что были вынуждены останавливать бумагоделательную машину из-за нехватки сырья. Сейчас она снова в работе. Но надолго ли хватит сырья, не может сказать никто.