Страны Таможенного союза будут совместно осваивать сырьевую базу

Наиболее эффективный механизм для совместного освоения ресурсной базы стран Таможенного союза и всего СНГ - ГЧП. Но государства, предлагая инвесторам конкретные схемы такого партнерства, должны учитывать внутриполитические риски в регионах ТС.

Уровень освоенности энергетического и промышленного сырья в странах ТС немногим более 60%. В доразведке и уточнении запасов новых месторождений в регионе ТС нуждается не меньше половины их общего числа. А с решением этих вопросов напрямую связаны проекты как по переработке ископаемых ресурсов, так и по обеспечению их транспортной доступности. Только в последние годы, как отмечалось на форуме "Принципы ГЧП в добывающей промышленности стран - участниц интеграционных блоков", РФ, Беларусь и Казахстан развивают трехсторонние связи в добывающих отраслях, поэтому потенциал взаимодействия в этой сфере пока используется лишь на треть.

Основой комплексного ресурсного обеспечения стран ТС вполне может стать общерегиональный межотраслевой баланс спроса, предложения и потребления. На этой основе возможны наиболее достоверные, выполнимые ГЧП-проекты в сфере добычи и переработки любого сырья. А наиболее продуктивным механизмом здесь может стать концессионная форма ГЧП. Как пояснили "РБГ" представители торгпредства Армении в РФ, в связи с предстоящим вступлением Армении в ТС освоение крупных месторождений руд цветных металлов на севере этой страны запланировано совместно с российским бизнесом в рамках ГЧП. В дальнейшем этот опыт предполагается применять в разных проектах в Армении с участием других стран ТС.

Между тем комплексное освоение сырьевой базы в странах ТС с применением схем ГЧП связано также с наметившимся истощением используемых месторождений. Особенно в части энергоресурсов, пока остающихся "первым товаром" в экспорте России и Казахстана. "Скажем, Россия занимает 8-е место по запасам нефти, но в расчете на душу населения этот показатель, по исследованиям WOC, - примерно 420 баррелей - среди самых низких в "нефтяных" странах, - пояснил "РГБ" президент Международной организации кредиторов (WOC) Роберт Абдуллин. - Сравнительно низкая планка у РФ и по достаточности запасов: при нынешнем уровне добычи и экспорта нефти ее запасов хватит лишь на 21 год". В то же время Павел Алферов, замдиректора департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии, уточнил "РГБ", что "совместная с Казахстаном разведка и разработка нефтегазовых ресурсов в Каспийском бассейне, пожалуй, важнейший пример партнерства в совместном освоении сырьевой базы в регионе ТС. Эту практику пора распространить на другие отраслевые и межотраслевые проекты всех стран - участниц ТС".

По мнению директора аналитического центра МГИМО Андрея Казанцева, главный фактор эффективности ГЧП-проектов - тесное взаимодействие бизнеса и власти. "Наличие разногласий между властью и бизнесом в вопросах реализации соглашений по ГЧП, - пояснил "РГБ" Андрей Казанцев, - может негативно сказаться на прогнозе промышленного и в целом экономического инвестклимата в формируемом Евразийском экономическом союзе. Поэтому необходимо, образно говоря, уважение к промышленным партнерствам".

А Ильдар Салеев, директор по стратегии Corum Group, считает, что "добывающие" ГЧП-проекты и структурные реформы в экономике должны быть параллельными. "Модели ГЧП в добывающем секторе целесообразно рассматривать как своего рода шоссе с двусторонним движением при проведении реформ в экономике, - уточнил "РГБ" Ильдар Салеев. - Особенно актуально данный механизм использовать в странах с переходной экономикой".